«Сегодня многие с удивлением узнают о том, что в январе 2010 года МВД России прекратило уголовное дело в отношении группы лиц, подозреваемой в торговле контрафактными деталями для боевых вертолетов.
Формулировка прекращения проста: «за отсутствием состава преступления». Все произошло так обыденно, словно речь шла о торговцах самопальными колготками и носками. Проблема, однако, в том, что вопрос упирается в обеспечение безопасности авиационных полетов, в том числе и боевой техники.
Летом 2008 года Управление ФСБ России по Воронежской области совместно с Третьим отделом внутренних дел Четвертого Управления МВД России реализовало материалы оперативной разработки на группу работников предприятий оборонно-промышленного комплекса Воронежа «Опытно-конструкторское бюро моторостроения» и «Воронежский механический завод», причастную к изготовлению и реализации контрафактных авиационных узлов для боевых вертолетов «Миля» и «Камова» предприятиям авиапрома России и за рубеж.
В результате проведенной совместной операции были задержаны с поличным при закладке в тайник в поезде «Воронеж – Санкт-Петербург» партии контрафактных комплектующих к авиационным компрессорам жители Воронежа: специалист военного представительства Минобороны РФ на «ОКБ моторостроения» подполковник запаса Игорь Брежнев, водитель этого предприятия Александр Сундеев и проводница вагонного депо «Воронеж» Татьяна Печкурова. Комплектующие предназначались для передачи в Санкт-Петербурге представителям коммерческой фирмы «Авионика».
В этот же день следственным подразделением Третьего ОВД было возбуждено уголовное дело №232 по ч. 3 п. «в» ст. 146 УК РФ («Перевозка с целью сбыта и сбыт контрафактной продукции в особо крупном размере»).
В личном автомобиле Брежнева сотрудники УФСБ и милиции обнаружили чистые и заполненные бланки технических паспортов на авиакомпрессоры с признаками фальсификации, а также листы с образцами подписей и оттисков печатей представителей служб контроля качества продукции Воронежского механического завода – единственного в России изготовителя такого типа изделий.
По оценке экспертов, изъятые у задержанных авиационные узлы для боевой техники имели признаки подделки, что могло привести к аварийным ситуациям во время полетов. Заводская стоимость одного комплекта деталей к авиакомпрессору (а их было четыре) составляет 250 тыс. рублей.
В ходе обыска у Сундеева в его гараже были найдены агрегаты от авиационного поршневого двигателя М14 и другие доказательства его причастности к изготовлению и продаже контрафактных авиационных узлов.
С учетом межрегионального характера противоправной деятельности, высокой общественной опасности, а также, принимая во внимание, что Третий ОВД не располагал достаточными ресурсами для проведения полного объема необходимых следственных мероприятий, уголовное дело было принято к дальнейшему производству Следственным комитетом при МВД России. Выполненные Следственным комитетом во взаимодействии с УФСБ и Четвертым УВД МВД России на начальном этапе следственно-оперативные мероприятия по уголовному делу позволили установить четыре эпизода преступной деятельности и по двум из них предъявить фигурантам дела обвинение. Проведенным комплексом следственно-оперативных мероприятий был установлен состав организованной преступной группировки, ее иерархия, ролевые функции участников, места, где производилась и хранилась контрафактная техника, каналы ее реализации и конкретные заказчики.
Замысел преступной деятельности заключался в хищении комплектующих деталей с бывших в употреблении авиационных двигателей, закупаемых «Воронежским механическим заводом» в различных организациях с целью разукомплектации и повторного использования кондиционных узлов в ремонте и сборке авиатехники.
Из этих деталей неофициально собирались авиационные компрессоры, предназначенные для нагнетания воздуха в системы управления различными механизмами боевых летательных аппаратов, в том числе комплексами вооружения, и ремонтные комплекты к ним. Сборка компрессоров производилась в помещениях «ОКБ моторостроения», расположенных на территории «ВМЗ», откуда контрафактные агрегаты под видом продукции «ОКБМ» по поддельным пропускам вывозились за пределы завода.
В некоторых случаях участники преступной группы изготавливали и испытывали контрафактные компрессоры на загородной технической базе «ОКБМ», куда заранее доставляли похищенные на «ВМЗ» запчасти. С помощью компьютерной техники они фальсифицировали бланки технических паспортов на изделия. В документах ставили фальшивые оттиски печатей «ВМЗ», представительства заказчика Минобороны РФ и подделывали подписи их ответственных лиц. Далее контрафактная продукция доставлялась железнодорожным транспортом подконтрольным коммерческим структурам Москвы («Оскар-Авиагрупп», «Авиа-Проект») и Санкт-Петербурга («Авионика»), которые сбывали ее отечественным и зарубежным предприятиям авиационной промышленности.
Кроме того, проведенные на Воронежском механическом заводе обыски и выемки документации выявили явное несоответствие учетов разных уровней, отражающих этапы от изготовления, приемки качества, складирования и т.д. до конечной реализации авиационной продукции. Это свидетельствовало о функционировании на «ВМЗ» хорошо отлаженного механизма выпуска намеренно не учитываемой авиапродукции, что позволяло занятым в нем лицам извлекать незаконные доходы в ущерб предприятию.
Следствием были получены официальные показания работников «ВМЗ» о причастности руководителя подразделения завода, производящего авиационные компрессоры, Константина Ивахненко к указанной преступной деятельности.
Однако впоследствии, по мнению сотрудников УФСБ, результаты следственных действий были искажены Следственным Комитетом МВД РФ с учетом интересов фигурантов дела и представителей организаций, участвовавших в приобретении контрафактной авиационной техники и дальнейшей ее реализации российским и зарубежным заказчикам.
По имеющимся сведениям, было прекращено расследование эпизода, связанного с поставкой Брежневым контрафактных авиационных компрессоров коммерческой фирме «Оскар-Авиагрупп» (Москва), которая в дальнейшем продала их через московское предприятие «Авиатехснаб» авиакомпании «Ютэйр» (Сургут). Также прекращены следственные действия по эпизоду, касающемуся участия некоторых руководящих работников Воронежского механического завода в нелегальном производстве неучтенной авиационной техники (сбываемой впоследствии Брежневым), несмотря на добытые следователями доказательства их причастности к совершению преступления.
Закрыто следствие по эпизоду, в котором доказан факт сбыта Брежневым контрафактных воздушных компрессоров московской фирме «Авиа-Проект», потом проданных Улан-Удэнскому авиационному заводу.
Следственно-оперативная группа, расследующая уголовное дело, была переформирована и значительно сокращена. Дело принял к производству следователь, не имеющий, по мнению УФСБ, опыта ведения следственных действий подобного масштаба.
В итоге последующие следственные мероприятия были проведены формально и поверхностно. Меры по процессуальному закреплению ранее выявленных эпизодов преступной деятельности не принимались.
Далее уголовное дело, содержащее только материалы задержания Брежнева с поличным при транспортировке им контрафактных ремонтных комплектов к авиационным компрессорам из Воронежа в Санкт-Петербург, было передано из Следственного комитета в Четвертое УВД МВД России, которое в январе 2010 г. прекратило его за отсутствием состава преступления. Таким образом, прекращение уголовного преследования виновных лиц обусловило возможность дальнейшего продолжения ими противоправной деятельности и тем самым создало предпосылки к угрозам авиационной безопасности.» По материалам портала «В ЗАСАДЕ.РУ» и УФСБ по Воронежской области.
FLB: Выяснять как и почему произошло подобное закрытие, скорее компетенция спецслужб и их соответствующих департаментов, нежели журналистов. Однако «спасение» фигурантов подобных дел вряд ли снизит предпосылки к летным происшествиям. Тем более теперь, когда каждому торговцу фальсификатом известно, что грехи перед законом и летчиками запросто могут списать.
|