Законность приговора в отношении восьми бывших руководителей Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС), вынесенного в августе прошлого года Мосгорсудом на основании вердикта присяжных, подтвердил в четверг Верховный суд РФ. Смягчить судей удалось лишь одному из фигурантов – главе компании «Протек» Виталию Смердову. Также выяснилось, что один из осужденных, бывший замглавы ФФОМС Дмитрий Шиляев, скрылся, в связи с чем его объявили в розыск.
Верховный суд собирался на рассмотрение кассационной жалобы защитников осужденных, в которых некоторые из них просили отменить приговор и направить дело на новое рассмотрение, а другие – смягчить наказание. Экс-глава фонда Андрей Таранов и его заместитель Наталья Климова ходатайствовали не отправлять дело на пересмотр, ссылаясь на плохое состояние здоровья.
Приговор по делу ФФОМС был вынесен Мосгорсудом 12 августа прошлого года. Бывший глава фонда Андрей Таранов получил семь лет лишения свободы. Остальные фигуранты дела: четверо заместителей Таранова Дмитрий Шиляев, Юрий Яковлев, Дмитрий Усенко и Наталья Климова, а также начальник контрольно-ревизионного управления фонда Татьяна Маркова, начальник финансово-экономического управления фонда Нина Фролова и бывший гендиректор крупнейшей дистрибьюторской фирмы, занимающейся поставками медикаментов, ЗАО « Центр внедрения «Протек» Виталий Смердов получили различные сроки от полутора до девяти лет. Вину еще двух фигурантов, инспектора Счетной палаты Нины Холминой и главы Калмыцкого территориального отдела фонда Данилы Хахлымова, присяжные посчитали недоказанной и оправдали подсудимых. Кроме того, после оглашения вердикта присяжных с обвиняемой Галиной Быковой случился инсульт, и ее дело выделили в отдельное производство в связи с болезнью.
Заслуженные инвалиды
Адвокаты Таранова заявили, что он нуждается в медицинской помощи как инвалид второй степени и участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. По словам защитников, он нуждается в подключении к аппарату искусственного вентилирования легких. «Я не уверен, что состояние моего здоровья позволит мне пережить новое заседание суда», – сказал сам Таранов, выступая по сеансу видеосвязи.
Адвокаты Фроловой также ссылались на ее плохое самочувствие и напоминали суду о ее заслугах на медицинском поприще. «Нина Борисовна является первым и единственным генерал-майором медицинской службы в СССР и России, – отметил ее адвокат. – Кроме того, она является инвалидом второй группы, признана нетрудоспособной и не может перенести длительное заключение в тюрьме».
Остальные осужденные также сказались больными. «Мы приговорены к таким срокам, что в силу возраста и состояния здоровья у нас очень мало шансов вернуться к своим семьям», – сказал бывший первый замдиректора фонда Юрий Яковлев. Один голос до свободы
Адвокат замдиректора фонда Дмитрия Усенко Анна Ставицкая напомнила суду, что ее подзащитному не хватило всего одного голоса до оправдательного вердикта. «Присяжные колебались и, возможно, на их решение повлияли недопустимые доказательства, которые предъявляла сторона обвинения», – отметила Ставицкая, пояснив, что при рассмотрении дела был допущен ряд процессуальных нарушений. На свободу
Глава фармацевтической компании «Протек» Виталий Смердов уже отсидел в СИЗО восемь месяцев, ему оставалось отбыть еще столько же – он получил самый маленький срок среди фигурантов – полтора года в колонии-поселении. В своем выступлении Смердов просил суд освободить его от оставшегося срока заключения.
Судьи не отменили наказание, однако сделали его условным, с испытательным сроком – один год. Таким образом, Смердов был фактически освобожден. Сбежал с инсультом
Рассмотрение кассационной жалобы задержалось на четыре часа: на заседание не явился бывший замглавы ФФОМС Дмитрий Шиляев, осужденный на семь лет заключения в колонии строгого режима. Не приехали на заседание суда и его защитники.
Шиляев находился на свободе, так как во время оглашения приговора в Мосгорсуде был госпитализирован с инсультом. Суду пришлось звонить адвокатам Шиляева по телефону, и одна из них, Инна Галаганова, сообщила, что сможет явиться в суд позже. В связи с этим было решено отложить заседание до 14 часов.
Галаганова заявила в суде, что не знает, где находится ее подзащитный. По ее словам, она не поддерживает с ним связи, так как он не заключал с ней нового соглашения о представлении интересов. Поэтому она и не получила оповещения о назначении рассмотрения жалобы на приговор. Однако суд принял решение назначить Галаганову защитником Шиляева.
«Он тяжело болен, я знаю, что он в больнице», – сказала Галаганова про подзащитного, не уточнив, в какой. Однако Шиляева не обнаружили ни в больнице, ни по месту жительства. Генпрокуратура объявила беглого фигуранта в розыск. Доказана лишь пятая часть эпизодов
Приговор Мосгорсуда был вынесен 12 августа прошлого года на основании обвинительного вердикта присяжных. Подсудимые были признаны виновными в получении взяток на общую сумму 9 млн рублей. По версии следствия, с августа 2005 года по ноябрь 2006 года руководители федерального фонда брали мзду с территориальных фондов, фармкомпаний и предприятий, участвовавших в поставках медикаментов в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) и программы обязательного медицинского страхования, за выделение им субвенций. По мнению обвинения, общая сумма взяток составила 27,5 млн рублей. Однако присяжные при вынесении вердикта посчитали доказанными только 11 эпизодов получения взяток из 55 инкриминируемых, и сумма сократилась до 9 млн рублей.
|