Недавно французская газета «Le Figaro» обнадежила бывших акционеров компании ЮКОС сообщением о решении Гаагского арбитражного суда: «Суд принял решение, теоретически разрешающее бывшим акционерам ЮКОСа потребовать от российского государства возмещения ущерба в сумме 100 млрд долларов. Вынесенный вердикт дает возможность тщательно изучить это дело. Если бывшим акционерам удастся выиграть в суде, то встанет вопрос об исполнении приговора, в том числе посредством конфискации активов российского государства за рубежом». Но об этом ли мечтали бывшие акционеры, которые еще в 2005 году подали в Гаагу иск от имени пенсионного фонда Veteran Petroleum Limited и компаний Yukos Universal, GML (Groupe Menatep) и Hulley Enterprises? Иск был основан на том сомнительном предположении, что Россия нарушила несколько пунктов Энергетической хартии, которая была нами подписана, но до сих пор не ратифицирована парламентом. Таким образом мечты стать еще одной мстительнеой и злобной «Ногой» для России питают Невзлина.
Впрочем, на наш взгляд, мечты должны быть более смелыми и глобальными. Например, теоретически у Леонида Невзлина, приговоренного в России к пожизненному заключению за организацию заказных убийств, есть надежда избежать наказания – если его выкрадут инопланетяне и предоставят ему гражданство за пределами Солнечной системы. Такая же теоретическая возможность есть и Михаила Ходорковского и у Платона Лебедева.
Сомнительные перспективы истцов
В общем, иронии и фантастики в этом деле предостаточно. Не случайно данная юридическая коллизия удостоилась комментария знатока из клуба «Что? Где? Когда?» Анатолия Вассермана. Кстати, он дал довольно квалифицированный комментарий на «Russia.ru», 08. 12.2009:
«Недавнее решение третейского суда в Гааге о том, что Россию можно судить на основе Энергетической хартии, само по себе, кажется мне довольно странным. Россия, как известно, Энергетическую хартию, хотя, и подписала в свое время, но не ратифицировала. Не ратифицировала, прежде всего, потому, что основные положения этой хартии изрядно ущемляют Россию. И, собственно, подписание было обусловлено обещанием разработчиков хартии включить в нее, в дальнейшем, положения, представляющие для России интерес и компенсирующие, хоть в какой-то мере, те очевидные невыгоды, которые хартия для нее представляет.
Соответственно такой вот промежуточный юридический статус, когда Международное соглашение подписано, но еще не ратифицировано, означает, что это соглашение применяется только в той степени и в тех пунктах, где оно не противоречит существующему внутреннему законодательству.И поэтому сама по себе возможность рассматривать в Международном суде иск к России, основанный на Энергетической хартии, довольно сомнительно. Ибо любое дело, как-либо опирающееся на эту хартию, можно рассматривать только на основании внутрироссийского законодательства.
Что же касается рассмотрения иска по существу, там перспективы истцов, насколько я понимаю, довольно сомнительные. И вот почему. Любая попытка отрицать реальность налоговых претензий, предъявленных в свое время к компании ЮКОС, вряд ли увенчается успехом. Честно признаюсь, сам я, когда это дело только-только началось, тоже был уверен в том, что налоговые претензии придуманы, реальных оснований не имеют. Но впоследствии, когда изучил разбор всех материалов дела, сделанный квалифицированными юристами и экономистами, я пришел к выводу, что претензии, действительно, имели под собой реальные основания и соответственно приговор об уклонении от налогов вполне справедлив.
Второй пункт хартии, на который рассчитывают опереться истцы – о «недискриминационности претензий». Т.е., грубо говоря, вопрос сводится к тому, почему ЮКОСу предъявили налоговые претензии, а другим компания нет. И почему ЮКОС за эти претензии обанкротили, а другие компании нет. Тут ответ тоже достаточно простой. Действительно, ЮКОС оказался первой компанией, которой претензии предъявили. И именно после этого все остальные компании, имевшие неурегулированные налоговые дела, постарались их немедленно урегулировать и добровольно внесли платежи на тех же основаниях, уклонение от которых вменялось в вину ЮКОС. А, как известно, деятельно раскаяние позволяет простить виновного, т.е. в данном случае дискриминационности как таковой не усматривается.
Я оставляю в стороне вопрос о том, почему именно ЮКОС был выбран первым. Понятно, что в любом случае кто-то был бы выбран первым. И этот кто-то обязательно поднял бы вопрос о дискриминационности предъявляемых ему претензий. И если ЮКОС даже и мог считать, что какие-то требования к нему предъявлены в первоочередном порядке по внеэкономическим соображениям, то в любом случае сам факт того, что ЮКОСу предъявлены претензии, а все остальные компании постарались урегулировать аналогичный вопрос в досудебном порядке, еще не означает, что применение законодательства в данном случае было дискриминационным.
Естественно, я все-таки не профессиональный юрист и, тем более, не профессиональный налоговик, поэтому я не берусь судить самостоятельно. Я могу только опираться на анализ, уже сделанный специалистами. И, судя по этому анализу, России нечего опасаться ни по формальным показателям, ни по реальной сути дела…
Что же касается внеюридической сути этих претензий, то она довольно проста. У России всегда были и всегда будут очень сильные конкуренты, которые будут использовать каждую возможность для того, чтобы ущемить конкурентные позиции России. К этому надо быть готовыми и всегда надо ожидать того, что за любой претензией к России окажется кто-то их сильных конкурентов, и соответственно с любой такой претензией надо также бороться в полную силу».
Коктейль Обамы
Предположения Вассермана о том, что бывших акционеров ЮКОСА попросту используют в качестве предлога или подстилки (а они и рады) в конкурентной борьбе против России де-факто подтверждает и сам Невзлин. На инопланетян он, конечно, не надеется, зато решительно рассчитывает на заокеанских «антиподов». В своем ЖЖ-блоге http://nevzlin.livejournal.com/ Леонид Невзлин выложил попросту до неприличия вылизанные слова в адрес своего возможного спасителя – президента США:
«Встреча с еврейскими лидерами (человек 20-25) была организована в Белом доме в неформальной домашней обстановке а-ля коктейль. Обама - очень высокий и очень худой человек с пластикой баскетболиста. Выступил с семиминутной речью, без бумажки, вполне отчетливо и профессионально. Я не увидел в нем большой харизмы оратора, как, например, в случае Рейгана или Нетаниягу. Но он произвел на меня впечатление очень приятного и умного собеседника. Из тех людей, с которыми хочется общаться.»
Вопрос – так ли уж хочется общаться президенту Обаме с такими, как Невзлин – довольно дискуссионный. Во все времена и в любой стране к «хиви» всегда относились однозначно – брезгливо.
|