Мы верили два месяца в то, что Георгий жив. Мы надеемся на это и сейчас. Но события этой среды дают веские основания предположить, что с Георгием произошло непоправимое.
6 и 7 ноября к нам обратились работники милиции и прокуратуры с просьбой подробнее описать браслет и перстень Георгия. Интересовались и тем, что Гия ел в последний вечер перед похищением. Наши подозрения в том, что милиция что-то обнаружила, косвенно подтвердились, когда нам намекнули, что в этот же день могут пригласить на опознание.
Однако, ни в этот день, ни на следующий, никто нас на опознание не приглашал. Более того, сообщили, что у нас "нет оснований для беспокойства". Мы бы наверняка успокоились, если бы не распространявшиеся упорные слухи о найденном трупе в Тараще. Буквально каждый день мы пытались узнать что-то, что еще раз подтвердило бы, что это не Георгий. В ответ нам сообщили, что найденному в Тараще трупу 2 или 3 года, а на наши вопросы о найденных на месте захоронения украшениях отвечали уклончиво.
Тогда мы решили убедиться во всем сами и поехали в Таращу.
В морге районной больницы нам пошли навстречу и показали то, что осталось от тела. Опознать его визуально было невозможно. Труп без головы и, как считает местный судмедэксперт, специально обработан химическими веществами для того, чтобы ускорить его разложение.
Однако эксперт описал нам браслет, найденный на теле, а также талисман, который обычно носил Георгий, и перстень. Эти вещи были настолько индивидуальны, что у нас не осталось сомнений в том, что это вещи Георгия.
Чтобы удостовериться окончательно, мы попросили узнать, есть ли на кистях трупа следы осколочного ранения. Патологоанатом представил нам вытащенный магнитом осколок и предложил сделать рентгеновский снимок, который показал, что в костной ткани находятся металлические осколки. Георгий получил осколочные ранения рук во время освещения конфликта в Абхазии.
По словам судмедэксперта в желудке найденного трупа были обнаружены остатки именно той пищи, которую Георгий употреблял перед исчезновением.
Эксперт также рассказал, что тело нашли 2 ноября вечером неподалеку от Таращи. Обнаружили его в лесополосе в 30м от дороги, закопанным на глубину до 1 м. На процедуре эксгумации тела присутствовали прокурор Киевской области, главный судмедэксперт Украины, районное милицейское начальство. Все эти люди почему-то решили, что труп лежит в земле пару лет, а найденные на теле украшения вообще решили не представлять для опознания.
Но самое странное случилось потом. Мы написали официальное заявление об опознании тела и нас заверили, что мы как его близкие, сможем забрать тело в Киев. Когда нам удалось найти гроб и машину для его транспортировки, трупа в морге не оказалось. Его увезли из морга неизвестные люди в неизвестном направлении. Объяснить исчезновение тела нам не смогли ни в Таращанской прокуратуре, ни в РОВД.
Мы позвонили в киевские морги на улице Оранжерейной и Петра Запорожца - это единственные учреждения, где находятся трупы, с которыми работают органы правопорядка. В обоих местах нам сообщили, что обезглавленный труп, а тем более из Киевской области, к ним не поступал.
У нас на руках осталось только свидетельство о смерти Георгия Гонгадзе и много вопросов.
Почему труп, на котором были обнаружены украшения Георгия, который совпадал с пропавшим журналистом по росту, и который, по мнению местного судмедэксперта имеет осколочные ранения руки, пролежал две недели в условиях, когда дело Гонгадзе контролируют лично министр внутренних дел Юрий Кравченко и Генпрокурор Михаил Потебенько и президент Украины?
Почему киевские представители МВД заверяли нас, что этот труп имеет двухгодичную давность?
Почему тело из Таращанского морга не было перевезено в Киев после того, как на месте побывали специалисты из Киевского областного УВД и прокуратуры?
Почему не были сделаны сравнительные анализы ДНК найденного тела и кого-либо из родственников Георгия?
Почему тело из морга исчезло именно тогда, когда за ним приехали его коллеги? Кто и по чьему решению тайно вывез труп?
Зачем милиции врать?
В деле Гонгадзе с самого начала было много странного. Почему пропал именно он? Кому это было выгодно? Кому Георгий мешал? Ответов на эти вопросы может быть очень много, но эти ответы не являются исчерпывающими.
Сейчас дело приняло еще более странный оборот. Мы согласны с теми, кто говорит, что во всем произошедшем отсутствует логика.
Если преступники сделали все, чтобы тело было сложно опознать, то почему остались такие уникальные вещи, как браслет, перстень и талисман?
Почему, убедившись в том, что по нашему описанию эти вещи похожи на украшения Георгия, киевская областная милиция решила их вообще не предъявлять на опознание? До сих пор нам никто не показал эти вещи.
Если это тело не принадлежит Георгию, почему оно пропало как раз в то время, когда мы туда приехали?
Джига, ссылаясь на данные экспертов, заявляет, что тело "перезимовало". У того тела, которое мы видели, были внутренние органы, которые, как утверждают те эксперты, с которыми мы консультировались, разлагаются в первую очередь, и не могут "пережить" лето.
Джига говорит, что длина тела составляет 174-177 см. А эксперт, который измерил тело сразу, как его вытащили из земли, сообщил, что длина тела без головы 167 см. Он его измерял! А данные Джиги основаны на расчетах по тазо-бедренной кости.
Джига утверждает, что возраст погибшего - около 40 лет. По данным исследования Таращанского эксперта телу - 30-35 лет. Мы понимаем, что научные светила должны, по идее, знать больше, чем местный судмедэксперт, но уж слишком много расхождений.
Мы не можем утверждать, что найденное тело принадлежит Гонгадзе. Мы только обращаем внимание, что есть достаточно оснований для более подробной проверки, его ли это тело. Мы хотим, чтобы исследование проводилось открыто для его родственников и близких. Кроме того, будем требовать проведения независимой экспертизы.
Кучма хочет "поставить точку" в деле Гонгадзе
Президент Украины Леонид Кучма заинтересован "как никто другой" в том, чтобы поставить точку в деле пропажи журналиста Георгия Гонгазде.
"Дай бог, чтобы он был жив", - сказал Кучма в пятницу на встрече со студентами Института международных отношений, добавив, что "это было бы лучшим выходом для всех, в том числе и для президента".
"Главное, не спешите хоронить человека, как это было сделано вчера", - призвал Кучма. "Я не знаю, кому было выгодно устроить тот шабаш, который был вчера, - отметил он, - Сказать о том, что найденное тело принадлежало Гонгазде, значит взять на себя ответственность".
Комментируя факт пропажи журналиста, президент подчеркнул, что это "не делает чести Украине, как и любой стране". Но криминальная ситуация в стране, считает Кучма, "не хуже, а может быть и лучше чем в некоторых постсоветских странах".
Комментарий УП. Кучма, как всегда, нашел не лучшее место для подобного заявления. Но он явно готовился к такому вопросу. По мнению Кучмы, все. что происходит - шабаш. А по нашему мнению - беспредел.
Хуже всего, что после громких заявлений с трибуны и таких слов кучмы ни один эксперт в этой страшной стране, которая не хуже чем остальные постсоветские, не сможет высказать альтернативное мнение. Тем более эксперт в Тараще, которому угрожают уголовной отвественностью.
Вот, что он сказал "Фактам", когда еще не появилось сообщение о том, что за его человеческое отношение к нам он может поплатиться работой о оказаться на улице с волчьим билетом.
Корреспонденту "Фактов" Марии Василь удалось связаться с судмедэкспертом Таращанского межрайонного отделения Киевского областного бюро СМЭ Игорем Воротынцевым.
- Игорь Михайлович, каким образом был найден этот труп - в 30-ти метрах от дороги, да еще на метровой глубине?
- Кто-то мимо шел, увидел: место расчищено, листьев нет. Копнул - а там рука торчит! Я присутствовал, когда тело выкапывали из земли. Труп был без головы, сгнивший "по-разному": на некоторых участках тела кожа была, на некоторых - нет.
- Вы утверждали, что труп был предварительно обработан специальными химическими веществами, ускоряющими разложение?
- Нет, я такого не утверждал. Приезжали сюда главный судебно-медицинский эксперт Украины Юрий Шупик, его заместители. Они сказали, что в такое состояние труп мог прийти и естественным путем, без обработки реактивами. И МОЕ мнение уже никого не интересует.
- А что насчет пищи, обнаруженной в желудке?
- Пища была похожа на картофель, арбузные семечки... Длинные, белые нити, похожие на капусту. Это, по крайней мере, свидетельствует о том, что он ел незадолго до смерти. Причину смерти сейчас установить невозможно.
- Вы лично видели найденные на теле браслет и перстень?
- Я их ЛИЧНО снимал. Браслет из металла белого цвета, достаточно тяжелый. Витиеватая, интересная вязка, с застежечкой. Кольцо тоже из металла белого цвета, необычной формы. В среду приехала Алена Притула с сотрудниками, зашли в морг, посмотрели на труп. Я словесно описал им украшения. Они попросили меня поискать осколки в руках. Я покопался и действительно нашел кусочек металла.
- Не могли бы вы рассказать подробнее, как это у вас из морга труп пропал?
- После осмотра тела друзья Георгия Гонгадзе ушли - они решили съездить на место происшествия, заказать гроб. Уходили из морга все вместе, я запер дверь на замок. Ключ от него имеется только у меня и в "скорой". Потом я прошел в свой кабинет на первом этаже поликлиники. Оттуда морг - обычный сарай во дворе - просматривается прекрасно. Правда, дверь не видна, она с другой стороны. Я находился в своем кабинете полтора часа, иногда посматривал в окно. Никто на моих глазах к моргу не подъезжал, никто там не копошился, ничего особенного во дворе вообще не происходило. Потом посетители вернулись. Я пошел в морг - а там никого нет!
- Почему вы один туда пошли, без них?
- Захотелось... проверить: есть он там или нет?
- Но почему?
- Больно уж милиция "колотилась": "Что-то с ним надо делать!" Я давно просил, чтоб его похоронили - холодильника нет, он две недели лежит, я в это помещение уже войти не могу. Пускай бы тот сельсовет, на территории которого был найден труп, его и похоронил. Обычно так всегда и делается. "Не-ет, подождем... Может, потом выкапывать придется!" Ну, я и пошел проверять. Замок был на месте. Открыл - а трупа нет! Я вернулся в кабинет и сказал: забирать нечего, уже все забрали без вас! Вот и все.
- Когда стали говорить, что это, возможно, труп Гонгадзе?
- Впервые я услышал такую версию 6 ноября. Ее выдвинула наша милиция. Вообще, проведением опознания, поиском родственников должна заниматься милиция. Браслет, перстень я сразу отнес в РОВД.
- Успели взять кусочки тканей тела для анализов?
- Корифеи судебной экспертизы сказали: не имеет никакого смысла!
- Почему?
- Не знаю. Они - корифеи. Не могу же я говорить начальнику Республиканского бюро судмедэкспертизы, что он должен брать на исследование! Не могу!
- Так они не взяли кусочки ткани?
- Полностью произвели забор материала, который нужен им для дальнейших каких-то лабораторных исследований. Все взяли. Поэтому я и говорил: нужно было захоронить.
- Или перевезти в Киев?
- Зачем он в Киеве нужен? Да если бы хотели - перевезли бы раньше в Киев. Но почему-то никто ничего не хотел. Никто ничего не делал!
|