Министерство финансов согласовало с Министерством экономического развития, Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР) и Центробанком законопроект о создании госкорпорации «Российское финансовое агентство» (РФА), рассказал «Ведомостям» замминистра финансов Дмитрий Панкин. Документ направлен на регистрацию в Минюст и в ближайшее время будет внесен в правительство. «Мы рассчитываем, что до конца года удастся пройти все оставшиеся этапы принятия законопроекта, чтобы с 2010 г. он начал работать», — говорит Панкин.
Чем управлять Объем фонда национального благосостояния на начало 2010 г. составит 2,8 трлн, на начало 2011 г. – 2,3 трлн, 2012 г. – 1,6 трлн руб., записано в бюджетных проектировках Минфина. Чистое привлечение на внутреннем рынке составит: в 2010 г. – 844,1 млрд, в 2011 г. – 957,5 млрд, в 2012 г. – 755,4 млрд руб. Чистое привлечение на внешнем рынке составит: в 2010 г. – 613,6 млрд, в 2011 г. – 764,7 млрд, в 2012 г. – 784 млрд руб.
Основная цель новой госкорпорации — повышение эффективности управления государственными активами и долговыми обязательствами. Кризис немного изменил приоритетную задачу РФА, уточнил Панкин: «Если раньше, когда только задумывался фонд, мы смотрели, как управлять размещением средств, то сейчас акценты смещены в сторону управления и привлечения». В бюджете теперь дефицит, размещать особенно нечего, но «остаются более серьезные задачи для привлечения средств», объясняет замминистра.
Раньше предполагалось, что РФА будет управлять средствами фонда национального благосостояния (ФНБ), резервным фондом, пенсионными накоплениями и долгами. В согласованном варианте сфера действия госкорпорации сужена. «Теперь речь идет об управлении средствами ФНБ и ликвидностью федерального бюджета», — сообщает Панкин, а это значит, что госкорпорация будет иметь дело с короткими остатками бюджета и с долгами: «Нам нужен орган, который будет работать на внутреннем и внешних рынках».
Госкорпорация, работая с долговыми инструментами, будет отвечать за выпуск займов, продолжает Панкин: «Если сейчас мы заключаем договор с лид-менеджером займа, то после принятия закона Минфин эту функцию может передать агентству».
«Работу с долгами Минфин ведет постоянно — какие-то облигации скупаем, какие-то выпускаем, поэтому присутствие госкорпорации на рынке будет необходимо практически в ежедневном режиме», — считает замминистра.
Возможно, эффективность управления госдолгом и повысится, но на стоимости денег, которые будут привлекаться, это никак не скажется, предупреждает Павел Пикулев из «Траста».
РФА станет беспрецедентным явлением. Примеров, когда одна структура управляет и активами государства, и его долгом, в мире нет, информирует замначальника департамента Минфина Петр Казакевич: есть отдельные крупные агентства по управлению госактивами, например в Сингапуре или Абу-Даби, есть отдельные агентства по управлению госдолгом — в странах Западной Европы, например в Германии.
Законопроект не предусматривает ни штата, ни сметы на содержание РФА, сообщил Панкин, этот вопрос будет регулироваться постановлениями правительства после принятия закона.
Раньше министр финансов Алексей Кудрин говорил, что большого штата госкорпорации не потребуется — «десятки человек». Контролировать деятельность РФА будет наблюдательный совет, как и во всех государственных корпорациях.
Средствами ФНБ станут управлять профессиональные участники рынка, поясняет Панкин, а отбирать их будут органы управления РФА.
Передача управляющим компаниям части ФНБ в управление — разумная мера, отмечает гендиректор УК «Капитал» Вадим Сосков: «На растущих рынках даже при высокой волатильности частные УК способны показать высокую доходность».
Гендиректор УК «Альянс Росно» Олег Мазуров надеется, что выбор управляющих компаний будет прозрачным: «Логичнее, если для глобальных инвестиций будут привлекаться зарубежные УК, а для вложений в российский рынок — отечественные». По мнению Мазурова, важно, чтобы перед частными управляющими ставились реальные цели: «Если будет поставлена цель сохранить средства или получить доходность в 5%, то она реальна. Если же обеспечить максимальную доходность при минимальных рисках — то это неправильно».
Пока речь идет о создании именно госкорпорации (некоммерческая организация) — даже несмотря на то что организационно-правовая форма госкорпорации как таковая на минувшей неделе поставлена под сомнение президентом Дмитрием Медведевым. 7 августа он дал поручение генпрокурору Юрию Чайке и начальнику контрольного управления администрации президента Константину Чуйченко до 10 ноября провести комплексную проверку деятельности всех госкорпораций. По итогам этой проверки Медведев намерен принять решение о целесообразности использования такой организационно-правовой формы.
«Пока никаких правительственных решений об отмене госкорпораций нет, — говорит Панкин, — мы проанализировали все правовые юридические формы и наиболее удобным вариантом считаем госкорпорацию».
Эффективно работать в рамках корпоративного законодательства новой структуре будет сложно — из-за особых функций, которые она получит, и поставленных перед ней целей, поддерживает Панкина Казакевич: в законе о госкорпорации будет четко описан жесткий контроль за ее деятельностью.
РФА может существовать в других формах, признает Панкин, но пока вопрос об изменении организационно-правовой формы не стоит.
Игорь Николаев из ФБК удивлен, что Минфин не отказывается от идеи создать РФА: резервы тают, президент критикует уже существующие госкорпорации. «Не ясно и почему функции, которые предлагается передать госкорпорации, не может исполнять Минфин», — резюмирует Николаев.
|