Под непроницаемой завесой секретности прошел на днях визит в Бишкек вице-премьера российского правительства Игоря Сечина и министра обороны Анатолия Сердюкова. Высокопоставленные чиновники прибыли в киргизскую столицу во вторник проездом из Душанбе и, по сведениям «Времени новостей», пробыли там не более двух часов. Половину этого времени они провели, встречаясь с президентом Курманбеком Бакиевым. Никаких других переговоров, в том числе и по линии военных ведомств, Игорь Сечин и Анатолий Сердюков не проводили. Не был привлечен к участию во встрече с россиянами и киргизский МИД.
Столь таинственный характер визита российских эмиссаров, разумеется, тут же привлек к нему внимание не только журналистов, но и иностранных дипломатов, аккредитованных в Бишкеке. Веером разнообразных версий уже украсили они молниеносное пребывание там вице-премьера и министра обороны России. Пресс-секретарю российского президента Наталье Тимаковой даже пришлось вчера пояснить журналистам, что члены правительства находились в Бишкеке по поручению Дмитрия Медведева.
Среди слухов были и такие, что Сечин и Сердюков обсуждали в Бишкеке возможность размещения новых российских военных баз в Киргизии, например на юге в Оше либо в Баткенской области. Однако заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков назвал появившиеся в прессе разнообразные предположения о целях этого визита «домыслами и спекуляциями».
Правда, ясности от этого не прибавилось. Не назвав истинных целей, дипломат лишь удобрил почву для умножения «домыслов», ограничившись обтекаемыми формулировками: «Это не то, чем мы реально занимаемся в рамках нашего партнерства с Киргизией -- давним другом и союзником России».
Источники «Времени новостей» в Бишкеке склонны согласиться с российским дипломатом в том, что возможность военного присутствия России в киргизской части Ферганской долины представляется маловероятной. Тому есть несколько причин: отсутствие необходимых средств и вероятная отрицательная реакция Ташкента.
Узбекское руководство всегда крайне нервозно относилось к усилению российского военного влияния вблизи своих границ. Достаточно вспомнить только, как резко отреагировал узбекский президент Ислам Каримов, когда в конце 1990-х Москва объявила об учреждении в Таджикистане российской военной базы на основе 201-й российской мотострелковой дивизии. Это стало тогда одной из причин, побудивших Ташкент в 1999 году выйти из Договора о коллективной безопасности СНГ.
А вот американцы к появившимся слухам отнеслись спокойно. «Появление в районе города Ош российской базы нас совершенно не будет нервировать», -- сказал вчера нашей газете на условиях анонимности один из работающих в регионе американских дипломатов.
Источники «ВН» в Бишкеке видят более прозаическую цель появления российских чиновников в киргизской столице: стремление получить из первых уст подробную информацию о функциях и статусе учрежденного под Бишкеком американского центра транзитных перевозок взамен закрывающейся в августе военной базы Манас. Как утверждают, этот центр будет сдвинут в сторону от бишкекского аэропорта, что будет больше отвечать интересам киргизских властей, а также позволит американцам расширить свои «апартаменты».
Не исключено, что на встрече президента Бакиева с высокопоставленными россиянами могли обсуждаться и вопросы экономического сотрудничества. В пользу такой версии говорит и присутствие на этой встрече киргизского премьер-министра Игоря Чудинова. Среди возможных тем переговоров -- судьба обещанного Россией коммерческого кредита в 1,7 млрд долл. для постройки Камбаратинской ГЭС-1 и интерес Москвы к производству в Киргизии полиметаллического кремния.
В Бишкеке также связывают этот визит с ожидающимся появлением в киргизской столице в ближайшие дни некоего высокопоставленного представителя Вашингтона. Не исключено, что им окажется первый заместитель госсекретаря США Уильям Бернс, совершающий в эти дни поездку по столицам Центральной Азии. Вчера он прибыл в Астану, завтра его ждут в Ташкенте. Но поскольку о визите Бернса точно не знают еще и в самом Бишкеке, вряд ли об этом были поставлены в известность господа Сечин и Сердюков.
|