Президент Чечни Рамзан Кадыров в конце прошлой недели фактически объявил начало нового наступления на боевиков, с которыми, как уверяли власти республики, уже вроде как было покончено. Г-н Кадыров заявил, что впредь пощады сепаратистам не будет, больше он не станет просить федеральные власти об очередной амнистии для них, а при задержании их силовики не будут пытаться «взять живьем» во что бы то ни стало. Поводом для столь резких заявлений послужил крупный теракт, произошедший в пятницу же утром в Грозном у здания МВД республики. В результате взрыва, устроенного у КПП террористом-смертником, погибли три человека, в том числе двое милиционеров, и еще несколько были ранены.
Негодование г-на Кадырова совершенно понятно. Теракт произошел практически ровно спустя месяц после решения об отмене в Чечне режима контртеррористической операции (КТО), который действовал там почти десять лет. Решение было по инициативе руководства республики, которое все последнее время настаивало, что бандподполье в Чечне практически уничтожено, ситуация полностью контролируется местной властью, и в масштабном присутствии федеральных силовых служб больше нет необходимости. Пятничный же взрыв подтвердил мнение тех, кто полагал, что решение об отмене КТО -- в большей степени политическое, отнюдь не полностью соответствующее истинному положению дел.
Примечательно, что уже после начала «последнего» наступления на боевиков, в выходные, ситуация в Чечне еще более накалилась. В ночь на воскресенье в горах на границе с Ингушетией был обнаружен крупный -- по признанию чеченских силовиков, до полусотни «штыков» -- отряд боевиков. В правоохранительных органах Чечни, правда, почти сразу заявили, что это именно «последние» боевики -- из отряда самого президента самопровозглашенной «республики Ичкерия» Доку Умарова. Одним из ближайших сподвижников последнего был назван и террорист-смертник, взорвавший у МВД республики бомбу. Однако, на чем именно основана эта информация и где сам Доку Умаров, пока так и не понятно.
Взрыв в Грозном прогремел 15 мая около 11.00 на улице Исаева. Как сообщили в республиканском МВД, к выдвижному милицейскому посту, который находится в 300 метрах от здания министерства, подъехали старые «Жигули» шестой модели. Из них вышли двое мужчин -- водитель и пассажир и направились к милиционерам, дежурившим у КПП. Буквально через пару минут раздался взрыв. По мнению экспертов, сработало устройство, находившееся на теле террориста-смертника. В результате взрыва погибли оба милиционера, сам террорист и сопровождавший его водитель «Жигулей». Кроме того, еще пятеро человек, трое из которых сотрудники правоохранительных органов, получили ранения и контузии.
Как заявили следователи, погибший водитель -- 75-летний Султан Исраилов -- скорее всего не имел отношения к террористам. «Таксист скорее всего не знал, с какими намерениями его пассажир ехал в МВД, -- предположили в республиканском СКП. -- Судя по всему, он вышел из машины вместе с террористом для того, чтобы попросить постовых пропустить их машину к зданию министерства».
Между тем, если бы бандиту удалось подъехать к зданию МВД, где в этот момент было достаточно многолюдно, жертв могло быть гораздо больше. Как говорят в милиции, погибшие постовые Руслан Шидаев и Аслан Батаев, не давшие пройти террористу, тем самым спасли жизни десяткам своих коллег -- у смертника, по предварительным данным, с собой была взрывчатка мощностью 3 кг тротила. Министр внутренних дел Чечни Руслан Алханов уже заявил, что погибшие постовые будут посмертно представлены к государственным наградам.
Чуть позже удалось установить и личность террориста. Им оказался 41-летний житель ингушской станицы Слепцовская Беслан Чабиев. Как заявили правоохранители, он входил в бандгруппу Доку Умарова, был чуть ли не его правой рукой и имел позывные «Харун» и «Зандулла». В Ингушетию террорист, по данным МВД Чечни, приехал из Турции, где работал тренером по борьбе.
Произошедшее явно разозлило г-на Кадырова, который уже не раз говорил, что с боевиками в республике давно покончено, в горах осталось всего около 50--70 сепаратистов, и их нейтрализация -- лишь вопрос времени. Теперь Кадыров пообещал, что больше не даст боевикам шанса на спасение. «До сегодняшнего дня я делал все возможное в поисках компромисса с теми, чьи руки не обагрены кровью, им предлагалась амнистия, прощались ошибки и разрешалось вернуться к мирной жизни. Теперь же ситуация изменилась. Я клянусь, что больше к ним пощады не будет, не будет также амнистии и призывов вернуться домой, -- заявил Кадыров на встрече с духовенством и жителями Чечни после пятничной молитвы, которая, согласно официальной информации, закончилась тем, что все единодушно прокляли причастных к теракту. -- Если бандиты, подвергающие страданию народ, готовы умереть за свои лживые идеи, то и я готов также бороться с ними до конца».
По словам президента Чечни, у одного из погибших при теракте милиционеров было трое маленьких детей. «Объясните мне, какой это джихад, когда плачут дети и остаются сиротами? Это и не пахнет джихадом, это последователи ваххабизма», -- сказал г-н Кадыров. Он также подчеркнул, что впредь никто не будет стараться брать бандитов живыми, если они окажут сопротивление: «Я не вижу надобности, чтобы гибли милиционеры и военнослужащие. Человек, поставивший перед собой цель убивать невинных людей, должен быть уничтожен. Человек с оружием в руках хочет кого-то убить. Или он хочет умереть. Боевикам в этом, если они хотят умереть, помогут, и эта помощь будет эффективной».
Раздражение Рамзана Кадырова вполне объяснимо. Происшедшее сильно ударило по его позициям -- президент неоднократно утверждал, что держит ситуацию под контролем и в Чечне царит мир и согласие. Хотя, как утверждают местные жители и многие эксперты, мало кто почувствовал перемены в связи с отменой КТО, а сама отмена режима носит в первую очередь политический характер -- стабильности в республике все равно не наблюдается.
Уже в день отмены КТО, 16 апреля, в Шатойском районе произошел бой между сепаратистами и российскими военными. 20 апреля российское военное командование объявило два района республики -- Итум-Калинский и часть Введенского -- «зонами проведения КТО». Спустя еще три дня в зону проведения КТО попала вся территория Введенского и Шатойского районов Чечни. Позже происшествия в республике стали проходить с такой же регулярностью, что и в годы режима КТО. Спустя всего две недели после отмены режима при взрыве фугаса на пути колонны из пяти служебных автомобилей с сотрудниками ОВД Ножай-Юртовского района Чечни погиб сотрудник милиции. 3 мая в одном из домов в Заводском районе Грозного милиционеры блокировали двух предполагаемых участников бандформирований: в ходе штурма оба боевика были убиты. На следующий же день неизвестные обстреляли милицейскую автоколонну в Ачхой-Мартановском районе, один милиционер был убит, еще трое были ранены. И вот теперь теракт с участием террориста-смертника -- первый почти за год (29 августа прошлого года начиненный взрывчаткой «УАЗ» был подорван двумя террористами-смертниками в расположении батальона внутренних войск «Юг» в райцентре Ведено, в результате один военнослужащий погиб, еще 11 были ранены).
А уже в ночь на воскресенье на границе Чечни и Ингушетии был блокирован отряд боевиков численностью до 50 человек, подчиняющийся, как предполагается, лично Доку Умарову. На месте действия силовиков, по официальным сообщениям, координировали президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров и советник президента Чечни, депутат Госдумы Адам Делимханов. Операция началась около часа ночи в Ингушетии, рядом с границей Ачхой-Мартановского района Чечни. На вечер воскресенья в ходе боев были уничтожены три боевика и ранен один ингушский милиционер.
Представитель МВД Ингушетии заявил, что боевики захватили в заложники трех местных жителей (позже их удалось освободить) и похитили грузовик и два легковых автомобиля, один из которых был взорван в ходе перестрелки. В операции по преследованию боевиков принимают участие правоохранительные органы Ингушетии, подразделения батальона «Север» внутренних войск МВД России под командованием подполковника Сурхо Делимханова, специальный полк МВД Чечни имени Ахмата Кадырова и сотрудники полка вневедомственной охраны МВД Чечни. Силовики не сообщали, находится ли среди блокированных сам Доку Умаров, но уверяли, что среди боевиков есть иностранцы-арабы, а один из погибших бандитов имеет гражданство Азербайджана.
|