В младших классах чеченских школ появились юные кадыровцы. Церемония вступления в организацию – как во времена пионерии: в класс вносят знамя республики, произносится торжественная клятва: «Перед лицом своих товарищей торжественно клянусь: все свои силы, знания, ум и честь отдать делу служения Родине! Всегда выполнять законы кадыровцев!» Что это за законы, так и осталось неясным. Но сам факт появления юных кадыровцев уже вызвал бурные споры.
По мнению одних, в том числе сотрудников Минобразования Чечни, «создание детской организации наподобие пионерской будет способствовать укреплению дисциплины в школах». Другие возражают: все это попахивает культом личности, детей втягивают в политику. Президент Чечни Рамзан Кадыров уже заявил, что юные кадыровцы – это не в его честь, а в честь его отца Ахмада Кадырова. Но саму идею одобрил: мол, это «чтобы ребята лучше учились, меньше хулиганили». Однако понятно, что без политики здесь не обойдется. Кстати, как признал директор одной из гимназий Урус-Мартана, где также есть юные кадыровцы, на этом названии остановились не случайно: «Это ближе к современной идеологии».
Между тем политическая деятельность в школах запрещена. Трудно представить, чтобы в какой-то из школ появились отряды юных зюгановцев или юных жириновцев. Пионерские отряды под эгидой КПРФ, конечно же, существуют, но вне школьных стен. До сих пор учеников все больше окучивали представители правящей партии. Правда, ограничивались раздачей в школах наклеек и дневников с символикой ЕР.
То, что в Чечне исподволь насаждается культ личности Рамзана Кадырова, – не секрет. По всей республике красуются баннеры и плакаты с изображением или самого Рамзана, или же Рамзана рядом с отцом Ахмадом-хаджи Кадыровым. Тот факт, что юные кадыровцы названы так в честь покойного Ахмада-хаджи, никого не должен вводить в заблуждение. Культ отца давно слился с культом сына. Кстати, в свое время Рамзан дал жесткое указание снять свои портреты с фасадов домов – эффекта никакого. Висят по-прежнему. И по-прежнему проходят конкурсы в честь Кадырова, есть даже фан-клуб Кадырова, демонстрируются фильмы о нем и т.д.
В день рождения главы республики – 5 октября – в Чечне проходят обряды жертвоприношения. А 5 апреля с.г. здесь намеревались провести торжественные мероприятия, посвященные второй годовщине со дня инаугурации Рамзана. Масштабы предполагаемых торжеств, в которых должны были быть задействованы все министерства и ведомства, а также администрации городов и районов, впечатляют: круглые столы, специальные циклы программ на теле- и радиоканалах, раздача продуктов малоимущим, концерты мастеров искусств, выставки, в районных домах культуры – встречи с соратниками Кадырова и т.д. Правда, глава республики проявил скромность и в минувшую субботу отменил проект соответствующего распоряжения правительства, мол, «вторая годовщина вступления в должность – не столь значительный срок». Но сам факт, что план проведения всех этих мероприятий существовал и, надо полагать, под него было заложено соответствующее финансирование, более чем показателен.
Ни в одной республике подобное сегодня просто невозможно. Но, судя по всему, Рамзану Кадырову разрешено то, что не позволено ни одному главе региона. Федеральный Центр, похоже, в обмен на лояльность закрывает глаза на то, что делает в Чечне нынешний президент республики. Кстати, символично, что кадыровцами в Чечне называли сотрудников службы безопасности Кадырова, состоящей в основном из амнистированных (под личные гарантии того же Рамзана) боевиков и расформированной только в 2006 году. В кризис, похоже, у федеральных властей нет сил и времени на то, чтобы внимательно присмотреться к происходящему в Чечне. Но это не значит, что Центр должен продолжать безразлично смотреть на подобные проявления культа личности в отдельно взятой республике. Особенно в ситуации, когда этот самый культ принимает явно недетский масштаб.
|