Интересно, что судья Кристофер Кларк, официально отказавшийся 29 октября рассматривать иск против Романа Абрамовича, компании Millhouse Capital и Бориса Березовского, в июле с. г. открыл процесс другой пары олигархов - Михаила Черного против Олега Дерипаски. Кларк мотивировал свое решение тем, что это дело можно и должно рассматривать в России, где в принципе возможно справедливое судебное разбирательство, несмотря «на отдельные проявления коррупции». Британский суд отказался признать то, что Роман Абрамович проживает на территории Англии, и, кроме того, посчитал, что к Абрамовичу был бы отклонен даже по английскому праву, поскольку "господин Абрамович не получал имущество, принадлежащее "Югранефти"". Суд также заявил, что требования являются "злоупотреблением процессом". Это решение влечет за собой полный отказ в судебной защите по подобным требованиям в рамках английской юрисдикции. А формулировка о "злоупотреблении процессом" дает Абрамовичу практическую возможность потребовать с Чигиринского возмещения судебных издержек и даже компенсации репутационного вреда.
Для справки: Обанкротившаяся "Югранефть" 14 ноября 2007 года подала в Высокий суд правосудия в Лондоне иск к Роману Абрамовичу, компании Millhouse Capital UK Ltd и Борису Березовскому. "Югранефть", дочерняя компания Sibir Energy Plc (совладельцы — Шалва Чигиринский и Игорь Кесаев), в 2000 году создала с ОАО "Сибнефть", когда ее совладельцами были Роман Абрамович и Борис Березовский, совместное предприятие ООО "Сибнефть-Югра". В его уставный капитал "Югранефть" внесла лицензии на Южно-Приобское и Восточно-Пальяновское нефтяные месторождения в Ханты-Мансийском автономном округе, а "Сибнефть" обязалась финансировать их разработку. Доля каждого участника составила 50%. В 2004 году Sibir Energy выявила, что доля "Югранефти" в совместном бизнесе сократилась до 0,96% в результате нескольких допэмиссий. Около 50 процессов в российских судах, а также дело в суде Британских Виргинских островов не позволили "Югранефти" восстановить долю в компании, и компания обратилась в английский суд с требованием возместить ущерб в сумме свыше $5 млрд.
Судья Кларк выразил уверенность, что в России существует "много честных судей", и справедливое разбирательство возможно в принципе (но не в деле Михаила Черного), т. е. суды могут работать нормально. В доказательство коррумпированности российских судов в деле фигурировали показания телеведущего Владимира Соловьева, который утверждал, что председатель Федерального арбитражного суда Московского округа Людмила Майкова добивалась возбуждения уголовного дела против Соловьева после того, как он распространил и дал моральную оценку информации о получении ею квартир. Кроме того, Соловьев называл имя сотрудника администрации президента РФ Валерия Боева, который, по его мнению, оказывал давление на судей.
|