Борис Абрамович окончательно утратил оперативное управление над возглавляемой им последние десять лет авиакомпанией «КрасЭйр», покинув пост генерального директора. Его место в статусе и. о. занял Иван Паненко — ставленник недавно учрежденной компании «Авиалинии России», в которую войдет «КрасЭйр». По мнению экспертов, Паненко появился в «КрасЭйр» для того, чтобы наладить стабильное сотрудничество с «Роснефтью».
В минувший вторник, сразу после сообщения об уходе Бориса Абрамовича, ООО «Роснефть-Красноярскнефтепродукт» известило общественность о намерении выступить в роли поставщика топлива в аэропорту Емельяново.
О том, что Борис Абрамович потерял пост генерального директора ОАО «Красноярские авиалинии», стало известно в минувший вторник. Согласно официальному сообщению компании, полномочия Абрамовича истекли еще 16 октября и не были продлены. В пресс-службе «КрасЭйр» затрудняются пояснить, когда состоится избрание нового гендиректора и состоится ли оно вообще. По словам начальника пресс-службы Людмилы Ганжуровой, в настоящее время решением совета директоров «КрасЭйр» исполняющим обязанности генерального директора назначен Иван Паненко.
Руководитель антикризисного штаба по организации перевозок AiRUnion (в него входит «КрасЭйр») Виталий Ванцев, говоря о новом назначении в «КрасЭйр», сообщил журналистам лишь то, что Паненко будет представлять интересы правительства Москвы, поскольку ранее работал в принадлежащей правительству Москвы УК «Покровские ворота». Напомним, что именно правительство Москвы получит 50% минус 1 акция в учрежденной на минувшей неделе компании «Авиалинии России», которая поглотит «КрасЭйр» и весь AiRUnion (еще 50% плюс 1 акция будут принадлежать «Ростехнологиям»).
Из биографии Ивана Паненко «КС» удалось выяснить, что, помимо работы в аффилированных с правительством Москвы структурах, с 1995 года по 2006-й он возглавлял ОАО «Роснефть-Краснодарнефтегаз» («дочка» «Роснефти»). По мнению экспертов, один из первых шагов господина Паненко на новой должности может косвенно свидетельствовать о том, что он появился в «КрасЭйр» для того, чтобы наладить отношения с «Роснефтью».
В минувший вторник, сразу после сообщения об уходе Бориса Абрамовича, ООО «Роснефть-Красноярскнефтепродукт» известило общественность о намерении выступить в роли поставщика топлива в аэропорту Емельяново. До сих пор единственным поставщиком топлива в нем могло выступать только ЗАО «Сибирь Авиа Сервис» — как единственное предприятие, имеющее лицензии на хранение топлива и заправку.
«Раньше та же «КрасЭйр» покупала топливо у нас, а мы брали его там, где дешевле. Теперь «Роснефть» сама в лице «дочки» «РН-Аэро» намерена заключать контакты с перевозчиками. Нам останется только роль техсервиса, потому что в аэропорту у нас нет своих складов для топлива. Мы арендуем их у «Роснефти», — говорит генеральный директор ЗАО «Сибирь Авиа Сервис» Виктор Витюгов.
По мнению аналитиков, уход Бориса Абрамовича из «КрасЭйр» и появление Ивана Паненко означают не только потерю оперативного контроля за деятельностью предприятия для Абрамовича.
«По всей видимости, «Авиалинии России», взяв на себя долги «КрасЭйр«, вскоре заберут себе и все ее имущество. Компания останется существовать только на бумаге и будет постепенно рассчитываться с долгами — банкротить ее не в интересах новых собственников», — полагает аналитик «Брокеркредитсервиса» Михаил Сайно.
В антикризисном штабе это предположение подтверждают, заявляя, что авиаперевозками «КрасЭйр» больше заниматься не будет. Лицензия на авиаполеты продлена компании только до конца октября. Не вполне понятной остается только судьба акций «КрасЭйр», которые контролировал Борис Абрамович и его брат Александр (по некоторым оценкам, более 40%), — основная их часть заложена в банках. Согласно сообщению авиакомпании, сейчас доля участия Бориса Абрамовича в уставном капитале ОАО — 0,0002%. В самой компании утверждают, что официально Борис Абрамович никогда не владел большим пакетом акций.
Красноярская власть по-прежнему дистанцируется от проблем «КрасЭйр».
В департаменте транспорта правительства края не пытаются прогнозировать будущее компании. В комитете Законодательного собрания края также только разводят руками. «Перехват «КрасЭйр» под создание еще одного авиационного монстра — это часть стратегии государства по консолидации своих транспортных активов. «Роснефть», которая намерена контролировать поставки топлива в аэропорт Емельяново, — также государственная компания, и в данном случае может действовать только в интересах создаваемых «Авиалиний России«. Для края это означает только то, что теперь мы никак не сможем влиять на базового перевозчика в единственном аэропорту Красноярска», — отмечает заместитель председателя комитета Всеволод Севастьянов.
В то же время некоторые депутаты считают, что кардинальных перемен в авиационной отрасли края уже не произойдет. «Активы «КрасЭйр, их рейсы просто перейдут под флажок «Росавиалиний». Думаю, и персонал компании в большинстве своем сохранится в прежнем составе. Технические специалисты в авиационной отрасли на вес золота. Кардинально измениться может только состав топ-менеджмента, но и здесь кадры этого уровня также всегда в дефиците», — говорит депутат краевого ЗС, член комитета по экономической политике Владислав Королев.
На следующей неделе в Красноярске ждут визита руководителя антикризисного штаба «ЭйрЮнион» (по совместительству — заместителя генерального директора аэропорта Внуково) Виталия Ванцева, который, как ожидается, прольет свет на будущее «КрасЭйр».
АНТОН АНДРЕЕВ, Красноярск, 24.10.2008
Еще на эту тему:
«Роснефть» пошла в розницу
Компания намерена создать в красноярском аэропорту сбытовое предприятие
22.10.2008. Как стало известно „Ъ“, ОАО «НК „Роснефть“» намерено создать в аэропорту Красноярска собственное предприятие по продаже авиатоплива. Предполагается, что реализацией керосина займется дочерняя компания «РН-Аэро». Аналитики полагают, что нефтяники создают сбытовое предприятие, чтобы отвести от себя возможные претензии Федеральной антимонопольной службы о влиянии на ценообразование.
О том, что «Роснефть» планирует создать в Красноярске комплекс по розничной реализации керосина, сообщила вчера менеджер по связям с общественностью ООО «РН-Красноярскнефтепродукт» (сбытовое подразделение «Роснефти») Лариса Дубровина. «Будет организована общероссийская структура, филиалы которой займутся розничной реализацией авиатоплива. Это не только красноярский проект», — подчеркнула госпожа Дубровина. Она напомнила, что в августе этого года генеральный директор ООО «РН-Красноярскнефтепродукт» Андрей Костюнин не исключал, что продажей керосина в красноярском аэропорту может заняться дочерняя структура «Роснефти» — «РН-Аэро». Пока у компании нет розничных предприятий в Красноярском крае, «предоставляются оптовые услуги и доставка топлива собственным бензовозом». Предполагается, что новое предприятие займется реализацией топлива, произведенного в ОАО «Ачинский нефтеперерабатывающий завод» (НПЗ). Уточнить подробности проекта госпожа Дубровина затруднилась, сославшись на то, что «детали сейчас разрабатываются».
Намерения «Роснефти» подтвердили в руководстве ЗАО «Сибирь Авиа Сервис» (САС) — единственного на сегодняшний день продавца авиатоплива в красноярском аэропорту. Напомним, что в августе этого года управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю признало САС монополистом по заявлению ОАО «Красэйр». Дело было открыто в начале августа, когда САС отказался заправлять самолеты красноярского перевозчика.
Вчера генеральный директор САС Виктор Витюгов сообщил, что его юристы отозвали из суда жалобу на решение УФАС, поскольку САС скоро перестанет быть единственным поставщиком авиатоплива, а само «решение не ущемляет интересы компании».
«По нашей информации, «Роснефть» создает свою структуру для продажи авиатоплива в красноярском аэропорту. Возможно, она начнет работать уже в ноябре или декабре этого года», — сообщил господин Витюгов. Он пояснил, что топливозаправочный комплекс в красноярском аэропорту сейчас принадлежит «Роснефти», а САС его только арендует.
«Мы оказываем услуги по приемке, хранению и заправке воздушных судов. «Роснефть» создает своего оператора — ООО «РН–Аэро» и намерена заниматься розничной продажей топлива. Мы стали продавать топливо после банкротства ЮКОСа, теперь будем оказывать услуги только по приему, хранению и заправке воздушных судов. Продажей будет заниматься напрямую нефтяная компания, как и было задумано изначально, просто в результате банкротства ЮКОСа все это разрушилось», — добавил господин Витюгов.
Вчера руководитель службы информации НК «Роснефть» Николай Манвелов сообщил, что дочернее предприятие «РН-Аэро» создано во втором квартале текущего года специально для обеспечения топливом аэропортов и одно из его подразделений работает в иркутском аэропорту. «В принципе нам этот сектор интересен, но сведений о начале работы в красноярском аэропорту у нас пока нет», — сказал господин Манвелов.
В ОАО «Аэропорт Красноярск» намерения «Роснефти» вчера не подтвердили, но и не опровергли. По информации правительства Красноярского края, Ачинский НПЗ (принадлежит «Роснефти») сейчас производит топливо для реактивных двигателей марки ТС-1, авиационное топливо для газотурбинных двигателей Jet-A1 (в 2007 году на НПЗ было произведено 240 тыс. т керосина). Начальник службы по связям с общественностью ОАО «Ачинский НПЗ» Ирина Солодухина подчеркнула, что все самолеты, которые вылетают из Красноярска, заправляются топливом завода. Комментировать планы «Роснефти» по созданию в красноярском аэропорту сбытовой компании она отказалась. Аналитики полагают, что намерения «Роснефти» обусловлены сложившимся кризисом на рынке авиакеросина.
«Компания хочет воспользоваться ситуацией, создать сбытовую компанию, чтобы отвести от себя возможные претензии ФАС», — полагает аналитик УК «Финам Менеджмент» Станислав Август. На деле же, считает аналитик, это не изменит ситуацию. «Следует делать ставку на розничную систему, когда существуют два-три заправщика, которые конкурируют. Но «Роснефть» владеет нефтепереработкой в регионе, регулирует оптовые цены, владеет емкостями и также может давить на другую компанию, чтобы она не снижала цены. Поэтому конкуренция здесь — просто фикция. Если оптовый отпуск нефтепродуктов в регионе осуществляет «Роснефть», то она и будет влиять на ценообразование», — заключил господин Август. http://www.kommersant.ru/region/novosibirsk/page.htm?Id_doc=1045249 Нонна Гончаренко, Красноярск
|