Обычно англичане с трудом заучивают непривычные для слуха заморские имена, но сегодня фамилию Дерипаска без запинки произнесет любой британский школьник. Причиной послужил шумный скандал, вызванный тем, что Джордж Осборн, теневой министр финансов и второй человек в Консервативной партии, якобы пытался уговорить российского миллиардера Олега Дерипаску пожертвовать в фонд тори 50 тысяч фунтов ($85 тыс.). И хотя Осборн категорически отрицает эти обвинения, буря в лондонском политическом истеблишменте разыгралась нешуточная.
Затеял ее 37-летний Натаниэль Ротшильд, сын 5-го барона знаменитого рода финансистов. В письме в газету “Таймс” Ротшильд сообщил, что Осборн обсуждал с ним возможность такого пожертвования во время своего отпуска на греческом острове Корфу в августе. Позже они вместе отправились на яхту Дерипаски, пришвартованную поблизости, и там коснулись этой темы уже в разговоре с самим олигархом.
Причем, поскольку действующее в Соединенном Королевстве избирательное законодательство запрещает политическим партиям получать средства от иностранных граждан, Осборн будто бы предложил, чтобы Дерипаска сделал пожертвование через одну из принадлежащих ему британских фирм. Однако, по словам Ротшильда, российский миллиардер отклонил предложение.
Осборн не отрицает, что был на яхте “Куин Кей”, но заявил, что “никакие пожертвования Консервативной партии с Дерипаской не обсуждались”. По словам Осборна, “18 сентября Ротшильд сказал, что Дерипаска хочет пожертвовать партии деньги через одну из его британских компаний. Предложение принято не было. Для ясности: Консервативная партия не пыталась и не получала никаких пожертвований ни от Дерипаски, ни от какой бы то ни было из его компаний”.
Тем не менее Натаниэль Ротшильд, который в прошлом году вошел в консультационный совет “Русала”, заявил, что “не собирается отступаться” от своих слов и готов подтвердить их в суде. Кроме того, он намекнул, что Олег Дерипаска может при необходимости письменно подтвердить его версию событий.
Объяснения Осборна не устраивают и противников консерваторов, которые явно стараются воспользоваться скандалом, чтобы потянуть вниз рейтинги тори, сильно возросшие за последние месяцы. История получила в прессе название “Яхтгейта” и каждый день обрастает все новыми и новыми подробностями и мнениями. Особенно стараются лейбористы, у которых и у самих “рыльце в пуху”. Два года назад эту партию сотряс скандал со взносами в партийную кассу, в обмен на которые люди получали места в палате лордов. Обвинения были столь серьезны, что их даже расследовал Скотланд-ярд. Не случайно премьер-министр Гордон Браун призвал провести официальное расследование поведения Осборна.
Правда, представитель Центральной избирательной комиссии сказал “МК”, что там не будут расследовать это дело, поскольку “обсуждение пожертвований не является нарушением закона”. “Обсуждать можно все что угодно, — отметил он, — вот если бы они договорились до чего-то конкретного, это могло бы стать поводом для нашего вмешательства”.
В растерянности и председатель парламентского общественного комитета лейборист Тони Райт: “Гордон Браун считает, что это дело весьма серьезное. Я согласен с ним, но здесь речь о коррупции не идет. Коррупции никакой не было. Речь также не идет о нарушении закона. Поэтому проводить расследование нет оснований. Разбираться в этом должна сама Консервативная партия”.
Между тем Осборн не единственный участник “Яхтгейта”. Еще раньше в прессу попали сведения о том, что частым гостем Дерипаски является и нынешний министр бизнеса и предпринимательства британского правительства лорд Питер Мандельсон, который до самого последнего времени занимал пост еврокомиссара по торговле. Газеты утверждали, что Мандельсон якобы неоднократно использовал служебное положение, чтобы помочь Дерипаске. В частности, как отмечает газета “Таймс”, за последние три года Мандельсон дважды инициировал снижение пошлин на ввоз в Евросоюз алюминиевого сырья, в чем совладелец “Русала” был, конечно же, очень заинтересован. Мандельсон признал, что знаком с Дерипаской, однако никогда не обсуждал с ним тарифы на импорт металла.
|