В России начался невиданный за последние годы процесс: цены на нефтепродукты снижаются. Для этого сначала потребовалось вмешательство премьер-министра Владимира Путина, а затем и президента Дмитрия Медведева. Правда, в условиях государственно-монополистического капитализма авиационный керосин и бензин дешевеют медленно и несильно.
Борьба с непомерно выросшими в России ценами на авиатопливо началась еще в июле, на совещании, которое премьер Путин провел в Северодвинске (городе-порте в Архангельской области). На тот момент цены на авиационный керосин в России выросли менее чем за год в два раза, превысив среднемировой уровень. Средняя цена авиатоплива в России тогда составляла около $1500 за тонну, а порой доходила и до $1600 за тонну, в то время как в Европе составляла – $1420-1450 за тонну.
Причина такого дисбаланса российского рынка нефтепродуктов с мировыми ценами крылась (как, впрочем, и осталась до сих пор) в том, что он практически весь поделен между несколькими крупными вертикально-интегрированными нефтяными компаниями-монополистами. Они контролируют и добычу сырья, и нефтепереработку, и сбыт нефтепродуктов, устанавливая как оптовые, так и розничные цены на них. В частности, в большинстве российских аэропортов, как правило, имеется только один топливно-заправочный комплекс (ТЗК), принадлежащий либо нефтяному монополисту, либо аэропорту, получающему топливо от того же монополиста.
На июльском совещании Путин предложил бороться с монопольными ценами на топливо в аэропортах двумя способами. Первое предложение состояло в том, чтобы обязать производителей топлива подписать с авиакомпаниями долгосрочные договоры о поставках, таким образом зафиксировав стабильные цены на топливо на длительный срок. Более радикальным, с рыночной точки зрения, было второе предложение Путина – строить в аэропортах альтернативные ТЗК, чтобы создать конкуренцию на рынке авиатоплива.
Одним из результатов совещания в Северодвинске стало возбуждение Федеральной антимонопольной службой (ФАС) исков против пяти крупнейших вертикально-интегрированных компаний страны – «ЛУКОЙЛа», «Газпром нефти», «Роснефти», ТНК-ВР и «Сургутнефтегаза». Те, впрочем, не дожидаясь санкций, потихоньку стали снижать цены на горючее, отгружаемое в аэропорты.
Но было уже поздно. Из-за высоких цен на авиакеросин к настоящему времени практически прекратил свое существование авиационный альянс AirUnion, пассажиры которого в конце августа в течение нескольких дней не могли вылететь из аэропортов. В сентябре по той же причине свои рейсы отменяла авиакомпания «Дальавиа». На прошлой неделе был задержан ряд авиарейсов компании «Интеравиа».
В итоге неспадающее напряжение на рынке гражданских авиаперевозок привлекло внимание президента Медведева. 16 октября он выразил крайнее удивление тем, что авиакеросин вслед за нефтью подешевел в два раза во всем мире, но только не в России. Действительно, сейчас в Европе авиатопливо стоит $730-750 за тонну (19 140-19 480 рублей). На московском же авиаузле средняя оптовая цена находится на уровне 24 500 рублей за тонну ($933).
На следующий же день вице-премьер Сечин предложил президенту способ снижения цен на керосин. Из двух предложений Путина, озвученных в Северодвинске, он выбрал первое – в духе государственного регулирования монополий: нефтяникам нужно перейти на долгосрочные контакты с авиакомпаниями.
Кроме того, 16 октября ФАС предложила семи крупнейшим нефтяным компаниям – "ЛУКОЙЛу", "Газпром нефти", "Роснефти", "ТНК-BP", "Сургутнефтегазу", "Татнефти" и "Альянсу" – снизить оптовые и розничные цены на нефтепродукты в соответствии с рыночными условиями.
Первой откликнулась «Газпром нефть». 17 октября она объявила о снижении контрактных цен на авиакеросин на 12%. По ценам московского авиаузла, это снижение составит около 3 000 рублей, т.е. топливо «Газпром нефти» на нем будет стоить 21 500 рублей. Однако в ФАС для внутреннего рынка справедливой считают европейскую цену за вычетом экспортной пошлины и транспортных издержек. Это, по оценкам экспертов, около 15 000 рублей за тонну. Таким образом, объявленное «Газпром нефтью» снижение не дотягивает до справедливой цены около 6 000 рублей.
Вдобавок в понедельник 20 октября «Газпром нефть» снизила цены на бензин Аи-92 и Аи-80 на своих АЗС в среднем на целый рубль, или на 4-5%. Для сравнения: в США, где розничные цены устанавливает рынок, в период летнего пика средняя цена на стандартный бензин составляла $4 за галлон (3,8 литра). Это практически совпадало с тогдашней, как, впрочем, и с нынешней, ценой на большинстве российских АЗС: 24 рубля за 1 литр АИ-92. Сейчас же розничный бензин в Америке подешевел на 14% - до $3 за галлон, или 20,7 рубля за 1 литр в пересчете на нашу валюту и меру измерения.
Напоминания же о том, что Америка – крупнейший в мире покупатель «черного золота», а Россия – крупнейший его продавец, уже давно всем набили оскомину.
Российские эксперты говорят, что и российским автомобилистам следует надеяться на лучшее: остальные отечественные нефтяные монополисты тоже снизят свои розничные цены, и они в среднем упадут на 10%. Некоторые авиакомпании даже обещают снижать цены на билеты.
|