Ректор МГУ им. Ломоносова Виктор Садовничий поймал экспертов британской The Times на использовании недостоверных сведений об МГУ при составлении мирового рейтинга высших учебных заведений. Он уведомил об этом руководителей издания, и те свою вину признали, пообещав в будущем быть более объективными. Однако на ближайший год главный вуз страны так и останется на обидном 183-м месте — ниже Тайского университета и Индийского технологического института.
Приложение по высшему образованию к британской газете The Times (The Times Higher Education Supplement, THES) занимается составлением международного рейтинга вузов с 2004 года. Ведущие места в рейтинге традиционно принадлежат англо-американцам. В этом году, например, первое место занял Гарвард, второе — Йельский университет, третье — Кембридж.
Российские вузы традиционно ценятся невысоко. Из наших в список мировых лидеров прорывался лишь МГУ, да и то в последних рядах. Причем его показатели год от года только хуже — от 92-го места в 2004-м до 183-го в нынешнем году. Никто и не удивлялся, считая, что отечественное образование, долго находящееся в кризисе, заслуживает столь низкого положения. Однако сейчас выясняется, что дела наши не так уж плохи, а рейтинг изобилует неточностями и грубыми ошибками по отношению к российским вузам. Истину установил сам ректор МГУ Виктор Садовничий.
Собирая информацию, эксперты The Times в МГУ не обращались и при составлении рейтинга скорее всего основывались на устаревших данных. Что стоит за их просчетами — некомпетентность или неразборчивость в средствах в стремлении утопить конкурента на международном рынке образовательных услуг? Бороться здесь есть за что — цена экспорта образования исчисляется миллиардами долларов в год. Как бы там ни было, ректор МГУ встретился с руководством рейтингового проекта The Times. “У нас был очень серьезный разговор, по итогам которого британская сторона приняла все наши претензии. И чтобы исправить положение, в ближайшее время в Москву прибудет группа экспертов для изучения действительного положения дел в МГУ и в других российских вузах”, — сообщил Виктор Садовничий.
“Объективный рейтинг” The Times составляется по трем критериям оценки качества вузов. Первый — качество преподавательской работы, включая соотношение численности преподавателей и студентов. Второй — уровень ведущихся в вузе научных исследований и индекс международного цитирования. Третий — международная значимость вуза, ключевым показателем которой является количество приглашенных зарубежных профессоров и студентов-иностранцев. И каждый искаженный показатель отбрасывает вуз не меньше чем на 50—60 позиций назад. В 2007-м, как установил ректор Садовничий, составители списка не учли критерий соотношения численности студентов и преподавателей в МГУ, хотя одно это подняло бы вуз в десятку лидеров: “По этому показателю мы обходим Гарвард. Там на каждого преподавателя приходится 4,7 студента, в то время как в МГУ — 4”. Другая “подножка” The Times — пятикратное занижение количества иностранцев, обучающихся в Московском университете.
Если эксперты The Times приедут в Россию за достоверной информацией о наших вузах, а затем объективно используют ее при составлении списка-2009, то на будущий год мы наконец узнаем их реальное положение среди мировых. Однако нынешнего рейтинга уже не исправить, и целый год МГУ придется довольствоваться местом в конце второй сотни. Впрочем, ситуацию можно уравновесить. Через месяц, пообещал Садовничий, будет опубликовано достоверное исследование российских вузов.
|