Без этого авиационные перевозки в ноябре могут просто остановиться
Ситуация с "Интеравиа" аналогична той, что сложилась с "ЭйрЮнион"? - с этим вопросом корреспондент "РГ" обратился к руководителю одного из крупнейших в стране поставщиков авиакеросина - группы "Топливное обеспечение аэропортов" Евгению Островскому:
- "ЭйрЮнион" - это история неприкрытого воровства под прикрытием авторитета государства. С "Интеравиа" ситуация принципиально иная. Она никогда не была сильной компанией. У нее хорошие маршруты, но не очень эффективный парк. Мы еще года два назад организовали финансирование "Интеравиа", что и позволило им существовать на пределе рентабельности. В нормальной ситуации они летали. Кризис ликвидности и кризис доверия на рынке привели к тому, что прекратилось кредитование как товарное, так и финансовое - и все. Самолет в Благовещенске вчера улетел потому, что ночью в субботу руководитель авиакомпании пригнал нам свою машину в залог заправки 18 тонн керосина. Вот до чего дожили.
Разрулить ситуацию в авиации может только прямая финансовая помощь перевозчикам. А кончится эта ситуация, скорее всего, национализацией. Сегодня даже у самых благополучных компаний нет денег. Государство в последнюю пару дней озаботилось проблемой отсутствия кредитования в отрасли. Но поступающие от банков предложения связаны с личными поручительствами директоров и прочими малоприемлемыми условиями. Госбанки тоже не хотят рисковать.
Кризис доверия в авиационной отрасли абсолютный. Сейчас все смотрят, что будет с долгами авиакомпаний, входивших в тот же "ЭйрЮнион".
В комитете кредиторов 63 предприятия, которым должен альянс, - это 12,5 млрд рублей задолженности. И про их возврат пока речи не идет, а если идет - то избирательно. Я задаю вопрос: "Долги "ЭйрЮнион" будут переданы в "Авиалинии России"?" Говорят: "Нет". "Долги "Атлант-Союза" будут передаваться?" Молчание. "А долги ГТК "Россия"?" Отвечают: "Будут". А чем юридически отличаются в передаче пакетов акций эти компании?
Самое-то главное, что за остановкой "Интеравиа" пойдут и другие авиакомпании. Если государство не примет срочные и, что важно, реальные меры выхода из кризиса. Прежде всего - открытие кредитования авиации и, может быть, введение государственного регулирования тарифов, а также предоставление отсрочки по целому ряду государственных платежей.
Критически важно снять напряжение по расшивке существующих долгов. Если этого не будет, то авиационные перевозки в ноябре просто остановятся. А речь идет о миллионах пассажиров, у которых на руках уже есть билеты. В существующих условиях до весны может дожить лишь национальный перевозчик, да и то, пусть простят меня уважаемые коллеги, несколько потрепанный.
|