Россиянам не стоит расчитывать на скорое окончание кризиса и восстановление финансовых рынков. Такой вывод следует из сделанных в субботу заявлений вице-премьера – министра финансов Алексея Кудрина. По его словам, кризис может продолжаться «более двух лет», а роста российских активов «нужно будет ждать в течение 3–5 лет». Однако столь высокие риски не остановили Кудрина от обещаний «всегда поддерживать другие страны», которым Москва уже списала за последние 5 лет долгов на 35 млрд. долл.
Выступая на семинаре в рамках сессии МВФ и Всемирного банка в Вашингтоне, глава Минфина подтвердил, что на этой неделе начнет переговоры с Исландией о предоставлении ей стабилизационного кредита на 4 млрд. евро. «Мы готовы отнестись положительно, если все показатели и условия кредита будут взаимовыгодны», – заявил Кудрин. По его словам, Россия готова предоставлять поддержку странам на общих условиях. «Россия всегда поддерживала и будет поддерживать другие страны», – подчеркнул он и напомнил, что РФ ежегодно предоставляет несколько крупных кредитов другим странам и за последние 5 лет списала внешних долгов на сумму около 35 млрд. долл.
Впрочем, такая демонстрация внешней финансовой уверенности плохо сочетается с полной неопределенностью условий для российской экономики. По словам Кудрина, в правительстве пока нет ясности относительно того, сколько продлится кризис. Не исключено, что кризис продолжится «более двух лет», что очевидно требует более осторожного расходования госрезервов. Рассуждая о вложениях пенсионных резервов в российский фондовый рынок, Алексей Кудрин сообщил, что роста российских активов нужно будет ждать, возможно, «в течение 3–5 лет».
Глава РСПП обратился к руководству страны с критикой антикризисных мер Однако нынешняя глубина падения российских акций и сделала их, по мнению главы Минфина, крайне привлекательными для государства. Избыточное денежное предложение до кризиса, по словам Кудрина, было главным препятствием для вложений средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) в российские акции, и теперь это препятствие устранено, поскольку «ощущается дефицит ликвидности». При этом глава Минфина сообщил, что аналогичные госфонды других стран, которые вкладывали деньги в акции и корпоративные облигации, потеряли на нынешнем кризисе 20–30% своей стоимости. Российские же суверенные фонды – Резервный фонд и ФНБ – не вкладывали средства в акции частных компаний и потому оказались в относительной сохранности. Теперь же Минфин считает вложения средств ФНБ в акции частных компаний вполне оправданными.
Главная цель инвестирования средств ФНБ в корпоративные ценные бумаги на внутреннем рынке, по словам Кудрина, – это размещение средств в надежные, высокодоходные активы, которые будут приносить прибыль, в том числе в виде дивидендов. «Не нужно рассматривать это как меру по увеличению спроса или по повышению стоимости активов, это вообще ложная цель», – заявил Кудрин.
«Государство не ставит целью своими действиями изменить цены на рынке, это было бы искажением рынка», – подчеркнул он. Вице-премьер считает, что инвестиции ФНБ составят небольшую долю на рынке и не смогут иметь решающее значение для цен. По его словам, 175 млрд. рублей, которые в этом году планируется направить на покупку бумаг, это всего около 5% от величины ФНБ, прогнозируемой по итогам 2008 года. Таким образом, большая часть фонда будет инвестироваться в бумаги за рубежом.
Глава Минфина предупредил участников «народных» IPO, что на скорый возврат своих средств им рассчитывать не следует. По его словам, государство не будет «специально поддерживать котировки бумаг каких-либо компаний или банков, даже если эти акции были приобретены населением в ходе «народных» IPO».
Резкое падение российского фондового рынка подтолкнуло российские власти к решению начать размещение средств пенсионных накоплений в акции и корпоративные облигации.
Кроме средств ФНБ на биржу пойдут и прямые пенсионные накопления. «В ближайшее время в Госдуму будет внесен законопроект, разрешающий часть средств пенсионных накоплений размещать на внутреннем рынке, потому что цены благоприятны для того, чтобы входить в эти активы», – сообщил в субботу Кудрин. «Чтобы заработать на таких акциях, нужно находиться в них около 10–15 лет. Нас это устраивает, поскольку мы именно на такой срок и рассчитываем», – сказал он. «Государство – не спекулянт. Мы входим в бумаги по другим критериям – купить и держать», – добавил министр финансов.
По итогам первого полугодия 2008 года около 354 млрд. рублей, или 96,6%, пенсионных накоплений находилось под управлением ВЭБ, который до сих пор имел право инвестировать средства только в российские госбумаги, но не акции частных компаний.
Максимальный размер инвестирования средств ФНБ на российском рынке может быть ограничен 5% акций компании. По словам Кудрина, правительство планирует инвестировать средства ФНБ не только в акции, но и облигации частных компаний, поскольку этот инструмент отличается большей надежностью и устойчивостью. Будущий госпортфель акций и облигаций будет диверсифицирован, а требования к эмитентам будут основаны на рейтинге и объеме торгуемых бумаг. Закрытый список этих требований правительство, по словам Кудрина, планирует утвердить в ближайшие дни.
Покупки акций и облигаций будут происходить в течение нескольких месяцев. Агентом правительства на фондовом рынке первое время будет выступать госкорпорация «Внешэкономбанк» (ВЭБ), но за два месяца планируется создать финансовое агентство, которое и станет осуществлять покупки бумаг.
Объявленную Кудриным финансовую стратегию поддерживают далеко не все экономисты. «Государство не должно играть на фондовом рынке. С таким же успехом правительство может играть за счет госрезервов и в обычном казино», – полагает депутат Госдумы Оксана Дмитриева. Чтобы избежать рецессии, правительство, по ее словам, должно аварийно и задним числом снизить налоги на предприятия, потратив на это те самые средства, которые планируется направить на биржу. «В частности, налог на добавленную стоимость может быть снижен уже с 1 июля 2008 года», – считает экономист.
|