Руководители авиации будут вылетать чаще, чем самолеты
Евгений Бачурин
Еще 29 августа, когда по всей стране задерживали рейсы альянса AirUnion и в аэропортах сутками сидели тысячи пассажиров, Генпрокуратура объявила главу Росавиации Евгения Бачурина главным виновником кризиса. Прокуроры утверждали, что именно он, глава ведомства и представитель государства в совете директоров двух авиакомпаний альянса, не принял мер, чтобы предотвратить кризис.
При этом претензии не были предъявлены ни крупнейшим частным акционерам AirUnion братьям Абрамовичам, ни назначенным государством председателям советов директоров авиакомпаний — Александру Мишарину (заместитель главы Минтранса, председатель совета директоров «КрасЭйр») и Александру Тихонову (директор департамента имущественных отношений и председатель совета директоров «Домодедовских авиалиний»).
В ответ 10 сентября на заседании комитета Госдумы по транспорту, посвященном проблемам гражданской авиации в России, Евгений Бачурин заявил: отрасль находится в кризисе, Минтранс погряз в бюрократии, у Росавиации не хватает полномочий, чтобы принять меры, а единственный выход — создать на базе ведомства «единый полномочный орган гражданской авиации, подконтрольный правительству». То есть вернуть Министерство гражданской авиации, упраздненное в 1991 году.
Сразу после этого в Минтрансе поползли слухи о скором увольнении Бачурина. Как еще летом рассказывали в Росавиации, Евгений Бачурин настаивал на временной отмене пошлин на иностранные самолеты, высказывал сомнения в экономической эффективности создания AirUnion, предлагал министру транспорта Игорю Левитину реформировать отрасль, расширить полномочия Росавиации и законодательно дать ей возможность вмешиваться в деятельность государственных авиакомпаний. А когда это не удалось, стал действовать публично, нарушив неписаные правила поведения госчиновников. В неофициальных разговорах в Минтрансе признают, что разногласия между Левитиным и Бачуриным начались на деловой почве и постепенно перешли на личную.
После выступления Бачурина в Госдуме совместная работа была уже невозможна. Дальше интрига стала практически детективной. В ведомстве начали внеплановые проверки Счетная палата и прокуратура. Через неделю после выступления в Госдуме Евгений Бачурин как частное лицо обратился в прокуратуру, жалуясь, что «лица... связанные с руководством Минтранса» угрожают ему: в «прямых и недвусмысленных предложениях они не только предлагают мне оставить пост руководителя Росавиации, но и в ультимативной форме настаивают на подобном моем «добровольном» решении».
Объявленная Минтрансом причина отставки — «в связи с переходом на другую работу». Как сообщили в министерстве, Бачурину предложено несколько вариантов новой работы. Хотя Евгений Бачурин подчиняется Минтрансу, его заявление должен подписать Владимир Путин. Сделает ли он это, пока непонятно. Впрочем, в Росавиации ходят слухи, что подать заявление Бачурину предложил лично Сергей Иванов.
В Минтрансе говорят, что своего кандидата еще не выдвигали. Однако в Росавиации утверждают, что одновременно с отставкой Бачурина Игорь Левитин подписал предложение назначить на эту должность Геннадия Курзенкова, нынешнего главу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
По авиационному рынку ходят слухи, что еще до объявления отставки Бачурина эту должность предлагали гендиректору «Аэрофлота» Валерию Окулову и гендиректору ГТК «Россия» Сергею Михальченко. Оба отказались.
— А желающих и не будет, — говорит Олег Смирнов, председатель Коллегии авиа-ционной общественности.
Смирнов, к слову, один самых авторитетных экспертов в гражданской авиации (руководил отраслью еще во времена СССР), видит слишком много системных проблем. Летать не на чем, пилотов не хватает, правила безопасности полетов не соблюдаются, система госрегулирования не работает. Усилий правительства и Минтранса явно недостаточно, а значит, ситуация не изменится, и новый глава Росавиации тоже попадет «под раздачу» в течение года. Иными словами, появилась новая «расстрельная должность».
|