Президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) России вчера отказал в передаче здания аэровокзала Домодедово в федеральную собственность. Этого в течение нескольких лет добивалось «Росимущество», которое сумело доказать правоту своих требований в нескольких арбитражных инстанциях. Тем не менее президиум ВАС встал на сторону кипрской фирмы Hacienda Investments (дочерней компании группы «Ист Лайн», управляющей Домодедово), от имени которой были обжалованы предыдущие решения этих инстанций.
Вчерашний вердикт президиума ВАС означает формальное окончание одного из самых масштабных в современной истории России хозяйственного спора между частным капиталом и чиновниками. То, что спор завершился в пользу «дочки» «Ист Лайна», позволяет другим частным инвесторам немного оптимистичнее смотреть в будущее своих деловых начинаний в России. Сотрудник пресс-службы «Ист Лайн» Эльдар Тузмухаметов вчера заявил «Времени новостей», что инвестиционная программа самой группы не сокращалась во время судебных разбирательств с «Росимуществом» и будет осуществляться по намеченным планам в дальнейшем.
Группа "Ист Лайн" арендовала аэропорт Домодедово в мае 1998 года сроком на 75 лет. Аренда была договором между ГУП "Администрация аэропорта Домодедово" (от лица государства) с ЗАО "Международный аэропорт Домодедово" (входившим в группу «Ист Лайн»). Предметом договора было все имущество, принадлежавшее госпредприятию на праве хозяйственного ведения.
«Росимущество» впервые оспорило этот договор в феврале 2005 года. По мнению ведомства, размер арендной платы за стоянки самолетов, переданных в аренду группе «Ист Лайн», позволял сделать вывод о «недополучении доходов от использования имущества в бюджет». Этот сюжет был завершен в январе 2006 года, когда стороны пописали мировое соглашение -- по сути, новые условия аренды аэропортового комплекса. Ставка ежегодной арендной платы была установлена в размере 92 млн руб. с возможностью пересмотра раз в пять лет.
Однако вслед за этим «Росимущество» подало новый иск, на этот раз по поводу возврата в госсобственность аэровокзала и других строений, существовавших в Домодедово по состоянию на 1997 год. Все они к тому моменту были снесены или перестроены до неузнаваемости в ходе масштабной реконструкции аэропорта, проведенной «Ист Лайн». По данным самой группы, в этот проект ею было вложено 30 млрд руб. Фактически же «Росимущество» требовало в возмещение старых 16 объектов недвижимости, принадлежавших ГУП "Администрация аэропорта Домодедово", передать государству вновь построенный аэровокзальный комплекс. Чиновники намеревались впоследствии сдать его в аренду самой группе «Ист Лайн», так же, как взлетные полосы и стоянки самолетов двумя годами раньше.
Свои требования ведомство сумело последовательно отстоять в арбитражном суде Московской области (18 января 2008 года) и в последующих апелляционных инстанциях, вплоть до Федерального арбитражного суда Московского округа (4 июня). Юристы «Ист Лайн», оспаривая эти вердикты, ссылались, в частности, на то, что спорных сооружений уже не существует в природе.
Их аргументация возымела действие лишь в Высшем арбитражном суде. 25 июня коллегия ВАС приостановила исполнение решения Федерального арбитражного суда. А вчера президиум ВАС поставил в деле точку. Г-н Тузмухаметов сдержанно охарактеризовал это решение как «справедливое» и отметил, что группа удовлетворена исходом многолетней тяжбы. Комментариев «Росимущества» вчера получить не удалось.
|