Бизнесмены делили активы, государство образовывало альянсы, пассажиры сутками сидели в аэропортах по всей стране. А сотрудники входящих в AirUnion авакомпаний безнадежно ждали, пока им выплатят зарплату, и могут объяснить, что происходит с альянсом и что будет с людьми. «Нас просто кинули», - говорят теперь они.
Всего в AirUnion работают более семи тысяч человек. Зарплату им не выплачивают уже два месяца. Как показала проверка Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, долг альянса перед своими сотрудниками за июль и август составляет больше 60 миллионов рублей. Пока прокуратура решала, возбудить ли уголовное дело против руководителей AirUnion, руководитель антикризисного штаба по ситуации с альянсом Виталий Ванцев заявил, что выплата зарплат - первоочередная задача «Атлант-Союза» (на основе которого будет создан новый альянс, включающий AirUnion) и все долги будут возвращены до 26 сентября.
В «Домодедовских авиалиниях» (одной из компаний АirUnion) работают 1400 человек. По их словам, часть зарплаты за июль они получили только 24 сентября. Первый звонок о будущих неприятностях прозвенел для них в конце 2006 года, когда рабочим перестали выдавать спецодежду. С марта 2007 начали задерживать зарплаты: дней на десять, каждый месяц. Примерно год назад начались проблемы с топливом. За три месяца до кризиса AirUnion знакомые финансисты по секрету сообщили бухгалтерам авиакомпании: компания разваливается, разбегайтесь. Но люди панике не поддались.
А дальше кредиторы перекрыли керосин, пассажиры зависли в аэропортах, лизинговые компании стали требовать банкротства альянса, а пилотам AirUnion отказались предоставлять гостиницы. Экипажи ночевали прямо в самолетах. Это важный факт. Физическое состояние и усталость экипажа считается одним из главных факторов, влияющих на безопасность полетов. Но весь август и сентябрь пилоты отправлялись в рейс после ночевки в самолетных креслах.
Решение о том, что AirUnion становится частью другого авиаальянса, стало известно 4 сентября. За ночь с 6 на 7 сентября все самолеты AirUnion были доставлены из Домодедова во Внуково, базовый аэропорт нового объединенного перевозчика. Места для них там не оказалось. К примеру, чтобы разместить массивный Ил-96, пришлось перевезти несколько вертолетов и срубить растущие вдоль летного поля деревья.
Большая часть сотрудников «Домодедовских авиалиний» узнали о смене своего рабочего места только на следующий день. Людей во Внукове тоже никто не ждал. «Для нас нет ни рабочих помещений, ни раздевалок, ни столовых, ни даже умывальников, - рассказывает авиатехник компании (фамилию не называем по его просьбе). - 14 квадратных метров в холодном вагончике - все место, которое у нас есть, чтобы переодеться и сложить вещи. Нам не разрешили перевезти ни оборудование, ни запчасти, ни инструменты. Не хватает даже тормозных колодок: они остались в Домодедове, и перевести их во Внуково не удалось из-за бюрократии охранников».
То, что рассказывают сотрудники, вопиюще не сочетается с рассказами чиновников о внимании к безопасности полетов. Из вернувшегося из Анадыря Ил-96 не смогли выгрузить санитарные отходы: у аэропорта не оказалось допуска к обслуживанию этого вида самолетов. Исправность двигателей внуковские техники отказались проверить, якобы не найдя стремянку нужной высоты.
Более того: использовать домодедовские самолеты во Внукове невозможно. Ил-96- тяжелый самолет. Необходимая ему взлетная полоса должна быть на 600 метров длиннее, чем та, что есть во Внукове. Чтобы подняться в нынешних условиях, надо или не полностью загрузить самолет (что делает полет экономически невыгодным), либо рисковать. Как рассказывают рабочие, вылетавший в Анадырь Ил-96 начал разгон от первой плиты взлетной полосы и оторвался от земли на последней. Еще несколько метров - и он сбил бы сигнальные фонари. Использовать Ил-62 на существующей ВПП вообще невозможно. Во Внукове, правда, есть еще одна полоса, президентская. Но «простые» рейсы на нее не пускают.
Сотрудники «Домодедовских авиалиний» подготовили открытое письмо в прокуратуру и Минтранс, где заявили: «Перелет воздушных судов… из аэропорта Внуково произведены без какой-либо предварительной подготовки, что создало реальную угрозу обеспечения безопасности полетов, жизни и здоровью пассажиров, срыву графиков выполнения рейсов и явилось грубейшим нарушением действующих Федеральных авиационных правил».
Будущее сотрудников АirUnion пока туманно: «Нам предложили уволиться, а после этого перейти в «Атлант-Союз», если там захотят нас принять». Сохранить весь штат явно не удастся. К примеру, «Атлант-Союз» предложил взять на работу 60 авиатехников AirUnion. В одних только «Домодедовских авиалиниях» их намного больше. 70 процентов людей - старше 50 лет. Для них это автоматически означает безработицу.
Среди экипажей найти новую работу надеются только процентов 10, и это - пилоты Ту-154. Остальные летают на «Илах», которые используют всего пять авиакомпаний. Почти все инженеры, техники, водители, уборщики - жители города Домодедова и окрестных поселков. Возить их на работу во Внуково никто не собирается.
Как рассказывают пилоты и авиатехники, в авиакомпании почти не было текучки кадров, большинство людей работают там годами. Сейчас все они ждут окончательного решения о закрытии компании. Устроиться на новое место пока не удалось никому.
Собрание для сотрудников «Домодедовских авиалиний», где им сообщили о создании нового альянса, прошло только 9 сентября.
Председатель совета директоров авиакомпании Александр Тихонов извинился перед людьми и объяснил, что будущее авиакомпании неизвестно даже ему.
Комментарий "Новой газете" самого AirUnion был краток. "Странные вопросы вы задаете, - удивилась Ольга Трапезникова, директор пресс-центра АirUnion, - Сейчас нужно заниматься стратегическими вещами, готовить зимнее расписание полетов. Сотрудники - это не первоочередное дело. Ими будем заниматься потом".
|