В субботу вечером на сайте “Ингушетия.ру” появились итоги независимого расследования убийства бывшего владельца оппозиционного власти интернет-ресурса Магомеда Евлоева. Неофициальное следствие вели друзья погибшего. Согласно ингушским обычаям причастные к убийству Евлоева оказались под кровной местью. Таких в списке, который открывает сам президент республики Мурат Зязиков, 13 человек. Имена еще двоих, как сообщается на сайте, пока неизвестны, но очень скоро авторы обещают обновить скорбный список…
“Таким образом, выявляются все соучастники убийства нашего брата Магомеда Евлоева. И ни один участник не уйдет от ответственности. Высокие заборы, должности и погоны в Судный день им не помогут” — статья заканчивается угрожающе. А за день до опубликования этого материала было совершено покушение на очередного родственника президента Ингушетии. Под днищем автомобиля, в котором ехал его двоюродный брат Тухан Зязиков, сработало взрывное устройство. Пострадавший сейчас находится в больнице в тяжелом состоянии. Пожалуй, с такими темпами у президента республики скоро вообще не останется родни… “МК” спросил нашего эксперта, ингуша по национальности, чем все это может закончиться.
— Беспрецедентная ситуация — такого в Ингушетии еще не было. Это выходит за рамки ингушских обычаев и традиций, за рамки адатов (древних законов) и шариата. Можно с уверенностью сказать, что это признаки гражданской войны в республике. Квалифицировать нужно именно так. Подход к убийству и покушениям на родственников Мурата Зязикова абсолютно не избирательный, это конкретные преступления. Террористическое подполье создает в республике единый фронт. Я думаю, что оппозиция и террористы соединились. Иначе у них не могло быть сил, чтобы организовывать такие убийства и покушения. Вся инициатива идет от террористического подполья. Они вовремя подсуетились и подстроились. А теперь создают фон сопротивления, независимо от желания родственников Магомеда Евлоева и оппозиции. Это начало гражданской войны. Люди уже не верят ни во что. Пока народ может терпеть, он терпит, но это не беспредельно. Москва срочно должна поменять национальную политику в Ингушетии, потому что людей довели. Все это может очень плохо закончиться.
В конце прошлой недели Ингушетию посетила правозащитница Людмила Алексеева, председатель Московской Хельсинкской группы. Она провела встречи с представителями оппозиции, родственниками похищенных людей и властью.
— Меня очень беспокоит ситуация с правами людей в Ингушетии. В республике стали системными убийства и похищения людей представителями власти. Но я призывала прекратить выкрики о кровной мести. Эти крики — от боли и бессилия. На самом деле ингуши вполне цивилизованные люди, и никто там мстить не собирается. Мы не защищаем насильников, мы защищаем тех, кто действует мирными способами. Об этом мы и говорили. И родственники убитых и похищенных, и члены протестного движения соглашались, что кровной мести не должно быть, — рассказала “МК” Людмила Алексеева.
— А что говорят представители власти?
— И президент республики, и прокурор, и глава МВД мне сказали, что все это не их работа и что в Ингушетии действуют федеральные органы. И я убедилась в том, что это правда. Как раз 17 сентября я присутствовала при том, как окружили дом. Там были бэтээры и люди в камуфляже. Я начала с ними разговаривать и спросила, почему они окружили тот дом. Они ответили, что идет контртеррористическая спецоперация. Но никаких выстрелов или сопротивления со стороны обитателей дома я так и не услышала, хотя находилась там достаточно долгое время. Люди в камуфляже были русские по национальности, не ингуши. К нам вышел их старший, который представился полковником Российской армии Виталием Ивашовым и показал удостоверение. Министр внутренних дел Ингушетии Медов сказал мне, что это действовали ФСБ и мобильный отряд. А президент Мурат Зязиков утверждает, что он не знает ничего о судьбе похищенных людей, говорит, что их увозят во Владикавказ.
— И к убийству Магомеда Евлоева власти республики не причастны?
— Про убийство Евлоева они говорят, что оно было случайным. Хотя я в это сама не верю, об этом я и президенту Зязикову заявила.
Однако едва ли кровной мести за гибель Магомеда Евлоева не будет.
— Человек был убит специально. И о прощении в данном случае говорить неактуально, — прокомментировали представители сайта “Ингушетия.ру”
Как стало известно “МК”, группу независимых “следователей”, которые вынесли вердикт тринадцати причастным к смерти Евлоева, возглавил нынешний владелец оппозиционного сайта Макшарип Аушев. Кроме него туда вошли родственники и друзья убитого.
Предполагаемый список “жертв”
1. Мурат Зязиков — президент Ингушетии.
2. Русланбек Зязиков — начальник охраны Мурата Зязикова.
3. Муса Медов — министр внутренних дел Ингушетии.
4. Ибрагим Евлоев — начальник охраны Мусы Медова, родной племянник, участвовал в похищении журналистов РЕН-ТВ и в обстреле домовладений лидеров оппозиции, а также в других преступлениях.
5. Ахмед Котиев — начальник ГОВД г. Назрани, бывший сосед Магомеда Евлоева в г. Малгобеке.
6. Шанхоев Джабраил — следователь ГОВД Назрани (Ахмедом Котиевым было обещано повышение звания за участие в преступлении).
7. Аушев Хаваж — охранник Медова, родной племянник Медова, находился в “УАЗе”, в котором убили Магомеда Евлоева.
8. Албогачиев Беслан — командир отделения ОМОНа МВД РИ. Находился в день убийства Магомеда Евлоева в машине сопровождения Медова. Принимал участие в похищении журналистов Рен-ТВ, а также в обстреле домовладений лидеров “Народного протеста”.
9. Магомед Оздоев — охранник Мусы Медова. Работал три месяца. В данное время уволился.
10. Насруддин Дударов — охранник Мусы Медова. Проживает в с. Кантышево. Его младший брат работает сотрудником ГОВД Назрани.
11. Башир Бадиев — заместитель начальника СОБРа МВД РИ (племянник Мусы Медова). Проживает в г. Карабулаке.
12. Батыр Медов — нынешний начальник охраны Медова.
13. Медов Тимур Магомедович — заместитель начальника ОСБ МВД Ингушетии. Находился за рулем “Мерседеса” Медова, когда в аэропорту задержали Магомеда Евлоева.
|