Как рассказал источник, знакомый с ситуацией, месяц назад в "Красэйре" провел проверку следственный комитет МВД РФ. По ее итогам в конце мая Генпрокуратура возбудила уголовное дело. Эту информацию на условиях анонимности подтвердил собеседник Ъ в Росимуществе; о факте возбуждения уголовного дела также слышали в нескольких авиакомпаниях. "К нам пришел запрос прокуратуры Красноярского края о структуре акционерного общества (Красэйр),– сообщил замначальника красноярского управления Федеральной антимонопольной службы Олег Харченко.– Нужна ли эта информация в рамках какого-то дела или проводится предварительное следствие, мне неизвестно".
Большинство участников рынка полагают, что уголовное дело носит скорее политический характер и связано с планами менеджмента и частных акционеров компании по созданию объединенной авиакомпании на базе AiRUnion. Проект получил предварительное одобрение в администрации президента, однако против предложенной схемы приватизации, при которой государство лишится контроля в "Красэйре" и "Домодедовских авиалиниях" (основные активы AiRUnion), неоднократно высказывалось Росимущество. Проект предполагает, по сути, образование нового АО, доли в котором были бы оплачены пакетами авиакомпаний–участников альянса и распределены в соотношении 60% к 40% не в пользу государства, но с двукратным увеличением капитализации в течение нескольких лет. "При этом инициатива Красэйра противоречит плану Аэрофлота по консолидации госактивов на его базе, а Аэрофлот пользуется в администрации президента не меньшей поддержкой, чем 'Красэйр'",– говорит источник.
Напомним, что "Красэйр" упоминался в документах к заседанию совета директоров, посвященных допэмиссии акций ОАО "Аэрофлот" и оплате этой эмиссии госпакетами крупнейших отечественных авиаперевозчиков. Совет директоров "Аэрофлота" возглавляет помощник президента РФ Виктор Иванов.
Впрочем, называют и другие версии возникновения претензий к "Красэйру" со стороны Генпрокуратуры. Первая касается нарушений интересов государства при выпуске облигаций ООО "ЭйрЮнион", дочерней компании "Красэйра" (см. Ъ от 11 января), в размере 1,5 млрд руб. Речь идет о решениях прошлогоднего собрания акционеров АО, одобривших ряд сделок, связанных с выпуском облигаций. Росимущество оспорило их в арбитраже, указав, что они были приняты без учета мнения госсобственника, который, как считают юристы "Красэйра", является заинтересованной стороной и не мог участвовать в голосовании. По другой версии, следователей интересует имущество на балансе "Красэйра" и его передача в преддверии готовящегося разделения АО на аэропорт и авиакомпанию. Наконец, согласно еще одной версии, у силовиков могли возникнуть вопросы к расходованию бюджетных средств на ремонт и реконструкцию аэродромной инфраструктуры в красноярском аэропорту Емельяново.
"Красэйр" занимает пятое место среди российских авиакомпаний по объемам перевозок. В 2005 году перевезено 1,8 млн пассажиров. 51% акций – в госсобственности, более 33% – у юридических лиц, дружественных братьям Борису (гендиректор) и Александру (его первый заместитель) Абрамовичам. Компания возглавляет авиаальянс AiRUnion, в который входят авиакомпании "Домодедовские авиалинии" (ДАЛ), "Самара", "Омскавиа" и "Сибавиатранс". В Генпрокуратуре вчера прокомментировать информацию о возбуждении уголовного дела не смогли, в "Красэйре" заявили, что "никаких проверок в компании не было, необходимые в подобных случаях выемка документов и опрос должностных лиц не проводились".
Оригинал материала "Коммерсант" от 07.06.05
|