AiRUnion взлетит за столичные деньги
Обслуживанием пассажиров авиаальянса AiRUnion займется перевозчик правительства Москвы — "Атлант-Союз". Через него и аэропорт Внуково власти города будут кредитовать AiRUnion. Однако механизм создания на базе участников альянса, "Атлант-Союза" и ряда других перевозчиков новой авиакомпании под контролем госкорпорации "Ростехнологии", доля в ней Москвы и судьба долгов AiRUnion до сих пор не определены.
Будущие участники новой российской авиакомпании, создаваемой "Ростехнологиями" (подробнее о ней см. "Ъ" от 5 сентября), рассказали о подробностях проекта и деталях плана по выводу из кризиса авиаальянса AiRUnion. Первоочередные меры по развозу всех пассажиров входящих в него авиакомпаний ("Красэйр", "Домодедовские авиалинии", "Самара", "Омскавиа" и "Сибавиатранс") предполагают поддержку правительства Москвы в виде услуг принадлежащего ему авиаперевозчика "Атлант-Союз". В будущем он войдет в состав новой авиакомпании, а пока будет осуществлять рейсы по маршрутной сети AiRUnion (в том числе с использованием самолетов альянса). Обслуживать рейсы будет аэропорт Внуково, который также контролирует город. Вторым базовым аэропортом станет красноярский Емельяново, на 51% принадлежащий властям края. По словам замминистра транспорта Александра Мишарина, в течение трех-четырех дней задержки рейсов AiRUnion будут сведены к "общесетевому уровню".
Долгосрочные планы партнеров предполагают объединение авиакомпаний альянса с "Атлант-Союзом", ГТК "Россия", "Оренбургскими авиалиниями", "Кавминводыавиа", "Саратовскими авиалиниями", "Владивосток-авиа", "Дальавиа" и "Сахалинскими авиатрассами". Контроль в новой компании получат "Ростехнологии".
Первый замгендиректора госкорпорации Алексей Алешин пояснил, что в результате придется снова вносить изменения в указ президента России о создании ОАО "ЭйрЮнион". Топ-менеджер добавил, что кроме Москвы и Красноярского края в составе акционеров новой авиакомпании могут появиться и частные акционеры авиакомпаний AiRUnion Борис и Александр Абрамовичи — "если им будет что предложить". Предприниматели владеют, например, венгерской Malev, российской Sky Express и 49% акций аэропорта Красноярска.
В то же время участники проекта так и не представили четкой схемы выплаты долгов AiRUnion.
Алексей Алешин сообщил, что "Ростехнологии" не проводили финансового аудита компаний альянса "в классическом виде". "В течение полутора месяцев мы проводили анализ бухгалтерской документации, которая нам была предоставлена",— сказал он. По его данным, "ничем не подкрепленный" долг альянса составляет около $800 млн, в то время как многие кредиты были получены авиакомпанией под залог недвижимости и самолетов. "Конечно, за счет бюджета правительства Москвы и Красноярского края закрывать эти долги никто не собирается,— отметил топ-менеджер.— Будем проводить переговоры с кредиторами, посмотрим, как эти долги появились, частично подтвердим их и будем как-то расплачиваться".
Власти Москвы тоже в результате становятся кредитором альянса. Первый заместитель мэра Москвы Юрий Росляк отметил, что "Атлант-Союз" будет вывозить пассажиров альянса на основе возмездного договора. Кроме того, вчера стало известно, что "Атлант-Союз" будет оплачивать аэропортовое обслуживание AiRUnion в регионах. Эту информацию подтвердил гендиректор новосибирского аэропорта Толмачево Алексей Чертенков. В результате вчера господин Росляк настойчиво высказывался против банкротства участников AiRUnion и предлагал создать объединенную компанию путем реорганизации, то есть слияния всех авиаперевозчиков. Но Александр Мишарин уточнял, что "нельзя исключать никаких вариантов".
Источники "Ъ" в правительстве Москвы подтверждают, что четкого понимания дальнейшего развития событий нет. "Прежде всего, неясен вопрос распределения рисков между участниками проекта",— говорит собеседник "Ъ" в департаменте транспорта. Он отмечает, что финансовые риски властей города высоки — Москва предоставляет товарные кредиты и поручается по долгам несостоятельных в финансовом отношении юридических лиц. "Ростехнологии" уже тоже дали AiRUnion гарантии на $100 млн, но не собираются, по словам господина Алешина, делать это "бесконечно". Зато госкорпорация готова взять на себя переговоры с кредиторами AiRUnion.
Глава консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак отмечает, что государство, будучи "единственным, кто мог спасти положение, зашло с трех сторон и при известной ловкости может обратить себе кризис в плюс". Но эксперт полагает, что важнее расплатиться по долгам с небольшими аэропортами, которые могут обанкротиться. Главный редактор журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексей Синицкий добавляет, что проект создания объединенной авиакомпании может только усложнить решение проблем участников
Алексей Екимовский, «Коммерсантъ», № 160(3977) от 06.09.2008 http://www.kommersant.ru/doc-y.aspx?DocsID=1022533
|