В исторический день – День взятия Бастилии адвокат Невзлина Дмитрий Харитонов попытался взять штурмом судью Новикова. Он завалил председательствующего ходатайствами и заявлениями. Вначале он потребовал повторно вызвать на допрос потерпевших Колесова и Рыбина. Прокурор Кубляков на это возразил, что один раз обоих уже допрашивали, и все вопросы защита уже имела возможность задать. Судья Новиков ходатайство отклонил.
Проиграв разведку боем, адвокат Харитонов приступил к арт-обстрелу из тяжелых орудий. Адвокат потребовал вызвать в суд - осужденного Ходорковского, мэра Москвы Лужкова, губернатора Нижегородской области Шанцева, губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Филиппенко и еще ряд свидетелей рангом помельче. Государственный обвинитель возражал против этого ходатайства защиты по следующим основаниям: Ходорковский в ходе предварительного следствия заявлял, что ему ничего не известно о рассматривающихся в суде по делу Невзлина эпизодах, Лужков и Шанцев не были заявлены в первоначальных списках свидетелей защиты и адвокат вызывает их для затягивания судебного разбирательства. Всем же прочим свидетелям были своевременно направлены повестки, однако они либо отказывались их получать, либо фактически не проживают по имеющимся в распоряжении суда адресам. Прокурор Кубляков отметил, что если у защиты будет такое желание, то возможно оглашение показаний не явившихся в суд свидетелей защиты, данных ими в ходе предварительного следствия. На этих основаниях ходатайство так же было отклонено.
Следующее ходатайство Харитонова можно расценить как отвлекающий маневр. Он попросил суд санкционировать ему адвокатский опрос Ходорковского в местах заключения. Суд вполне резонно на это заметил, что сия процедура вне его (судебной) компетенции. Нужно напомнить, что Ходорковский сейчас является обвиняемый по еще одному уголовному делу и находится не в краснокаменской колонии, а в читинском СИЗО и доступ к нему может санкционировать следователь, ведущий второе дело Ходорковского, но никак не судья Мосгорсуда.
После этого Харитонов приступил к решительному штурму мозга судьи Новикова. В течение полутора часов он читал документы, которые он просил приобщить к материалам дела. Это решения израильских судов об отказе в экстрадиции Леонида Невзлина в Россию и об отклонении ходатайства о лишении его израильского гражданства, а так же другие решения зарубежных судов, касающиеся Невзлина и других бывших сотрудников ЮКОСа. Общий пафос всех этих документов сводился к тому, что де дела Невзлина и других юкосовцев политические и их вина не достаточно доказана, поэтому в экстрадиции нужно отказать. Наиболее «внушительным» аргументом в решениях некоторых судов являлось заявление, что олигархов в России подвергают необоснованным гонениям и притеснениям. Это, наверное, Невзлин и Березовский в своих многочисленных интервью зарубежом им рассказали.
Кроме 7 решений европейских судов, Харитонов просил приобщить к материалам дела показания свидетелей защиты – бывшего рукводителя Службы безопасности ЮКОС Шестопалова, акционеров Дубова, Шахновского, Павлюкова, которые якобы были им опрошены, что заверяла адвокатская подпись. А так же показания покойного Литвиненко, который сообщил, что мэра Нефтюганска Петухова устранила ОПГ Лазовского за что получило от ФСБ 40 тыс. долларов. (Подробнее про ОПГ Лазовского: http://old.flb.ru/material.phtml?id=9941 )
Насколько действительно бывший ФСБэшник Литвиненко был в курсе убийства Петухова сказать сложно, однако в рабочие группы по его расследованию по линии ФСБ он не входил.
Кстати, по одной из версий за отравлением Литвиненко может стоять Леонид Невзлин: http://www.izvestia.ru/investigation/article3099157
Письменные показания Шестопалова, Дубова, Шахновского и Павлюкова были даны в интересах клиента подзащитного: «службу безопасности ЮКОСа не курировал, банкета в Кораллово в день убийства Петухова не было, Колесов карьерных амбиций не имел, налоговые задолженности перед Нефтюганском погашались, а Петухов жил не по средствам – имел такой же автопарк при администрации как мэрия Москвы».
Государственный обвинитель Кубляков просил суд отклонить это ходатайство в полном объеме, так как представленные документы оформлены не надлежащим образом: не совпадает количество страниц заявленных с фактически представленным, переводчики с иностранных языков не предупреждены о даче заведомо ложного перевода, а так же есть сомнения в факте проведения опроса указанных свидетелей защиты. Однако, судья Новиков постановил принять ходатайство адвоката Харитонова частично и приобщить к материалам дела решения судов Израиля и Швейцарии, которые касаются непосредственно обвиняемого Невзлина, а так же письменные показания свидетелей защиты Шестопалова, Дубова, Шахновского, Павлюкова.
Жест отчаяния
После проходного ходатайства Харитонова об исключении из материалов дела видеозаписей экспедиции сотрудников ЮКОСа в Кавказский заповедник (как не имеющей отношения к делу) и записи показаний Цыгельника (как полученных якобы под давлением), которое было отклонено судом как необоснованное, адвокат Харитонов заявил отвод судье. На этот жест отчаяния, по словам адвоката, его сподвигли отказы в удовлетворении его ходатайств и предоставление недостаточного количества времени для ознакомления с материалами делами, в связи с чем он подозревает судью Новикова в предвзятости.
Судья Новиков отвод парировал, заявив, что устные отводы не рассматриваются и вообще по данным основаниям отвод уже дважды заявлялся и по тем же самым основаниями новые отводы не рассматриваются. После чего адвокат Харитонов заявил, что «дело является сфабрикованным и политически мотивированным, обвинение не предоставило доказательств вины подсудимого, и защита не считает нужным предоставление своих доказательств».
Завтра ожидается вчинение Леониду Невзлину еще одного иска – на этот раз от потерпевшей Фариды Исламовой – вдовы убитого мэра Нефтюганска Петухова, а так же прения сторон.
Всего Леониду Невзлину вменяется в вину совершение 11 преступных эпизодов - в организации убийств и покушений. Киллер Шапиро заявил на допросе, озвученном на прошлом заседании, что «господин Невзлин лишь оплачивал убийства, однако на Невзлине не конец, за ним стоят другие, это было нужно Ходорковскому». На вопрос следователя Генпрокуратуры Александра Банникова, почему Владимир Шапиро не говорил об этом раньше, подследственный ответил: «Я раньше боялся за семью, я не верил, что Пичугина посадят, а теперь его осудили». На вопрос же об источнике его информированности киллер Шапиро заявил, что ему обо всем этом рассказала Ольга Горина — жена Сергея Горина, подбиравшего, по версии следствия, по заданию господина Пичугина убийц для исполнения заказов на убийства и покушения (супруги Горины исчезли в 2002 году, в организации их убийства также обвиняется Леонид Невзлин).
Так что есть основания предполагать, что с завершением Дела Невзлина не завершается история с Делом всего ЮКОСа и конкретно его главы Михаила Ходорковского. Кстати, недавно в Интернете опубликована «Белая книга ЮКОСа». Собственно, это и не книга, а интернет-сайт, содержащий в себе имена убитых и чудом выживших людей, общее между которыми – только то, что они когда-то перешли дорогу крупнейшей нефтяной компании страны. Адрес в сети – http://yukoswb.wordpress.com
Как пишут в аннотации составители: «сайт не предназначен для оценки финансового ущерба государству или расчетов активов ЮКОСа, которые подельники Ходорковского успели вывести за рубеж. Этот сайт нужен для того, чтобы вспомнить о жертвах огромных денег. О том, как, какими методами ковалось это богатство. Вспомнить о людях, чьим благополучием жертвовали, чье счастье ломали, через сами жизни которых переступали. О том, как ковалось это богатство».
|