Министерство на мели
Министерство обороны РФ пообещало до конца года полностью отдать контроль за государственными расходами на армейские закупки Федеральному агентству по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств (Рособоронпоставки), возглавляемому Виктором Черкесовым. Это значит, что Анатолий Сердюков лишится контроля над средствами более чем в 300 млрд. рублей.
Как сообщил новоназначенный глава Генштаба генерал армии Николай Макаров, у Вооруженных сил будут отобраны функции заказчика оборонной продукции для армейских нужд, после чего «заказы и денежные потоки отойдут в основном Рособоронпоставкам». По словам Макарова, «мы будем формировать заказ, говорить, что нам нужно - какие виды, типы и образцы, а они будут располагать деньгами». Новый госзаказчик военной техники должен размещать заказы, заключать контракты, покупать и контролировать поставку вооружения для российской армии, контролируя огромные финансовые потоки. В 2007 году затраты бюджета на военную технику для Минобороны составили 302 млрд рублей, и в дальнейшем, как уже сказал Владимир Путин, расходы не будут сокращаться.
Смысл реформы очевиден – забрать деньги у прежнего заказчика, то есть у Минобороны. Ведь не секрет, что прежняя многолетняя схема, при которой Минобороны сам формировал заказ, сам выбирал поставщика и расплачивался с ним, была благодатной почвой для злоупотреблений. Как известно, Владимир Путин еще в феврале 2007 года поручил Анатолию Сердюкову разобраться и навести порядок в военных ведомствах. Видимо, за истекшее время ситуация с закупкой оружия не стала более прозрачной. Кстати, то, что именно Макаров озвучил суть перемен, не случайно. До того, как он 3 июня был назначен главой Генштаба, Макаров, считавшийся протеже Сердюкова, в ранге первого замминистра обороны занимался как раз проблематикой снабжения войск вооружением.
Теперь функции контролера армейских денег отдаются ведомству, во главе которого стоит Виктор Черкесов. А ведь совсем недавно многие эксперты называли его чуть ли не отправленным на политическую пенсию после того, как его прежнее кресло главы Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) досталось бывшему помощнику экс-президента Виктору Иванову.
Перипетии в карьере Черкесова начались в прошлом году, после его статьи в газете «Коммерсантъ» о внутренней борьбе силовиков и о том «крюке», на который они «подвешивают» страну. Этим сенсационным по жесткости выступлением он отреагировал на аресты своего ближайшего подчиненного, начальника Департамента оперативного обеспечения ФСКН генерал-лейтенанта Александра Бульбова, а также замначальника Управления собственной безопасности ФСКН Юрия Гевала и двух оперативников - Николая Донченко и Григория Черевко. Черкесов в ответ настаивал, что все эти дела, проходившие под вывеской внутриведомственной борьбы с коррупцией, являлись ни чем иным, как местью за расследование нашумевшего дела о «Трех китах» и «китайской контрабанде», которым занималось ФСКН.
Черкесова обвиняли в том, что он решил «вынести сор из избы», и перевод его в Рособоронпоставки многие посчитали наказанием со стороны Путина. Ведь новое агентство только было создано в феврале 2007 года Указом Президента и не имело реальных полномочий. Весьма влиятельные структуры пытались перетянуть на себя его функции.
Например, Сергей Чемезов предлагал передать их возглавляемой им госкорпорации «Ростехнологии», в которую вошел главный экспортер вооружений «Рособоронэкспорт». Однако Правительство не захотело усиливать и так уже слишком влиятельную госкорпорацию. Более того, в ближайшее время, по слухам, позиции Черкесова в системе власти еще более усилятся, так как его бывший протеже, сотрудник Следственного комитета при МВД генерал Игорь Цоколов может стать помощником Президента по борьбе с коррупцией…
|