- В пятницу в Брюсселе вы продемонстрировали крайне жесткую позицию в отношении российской администрации. Вы даже заявили о необходимости резкого сокращения числа чиновников. Насколько это реально?
- В первую очередь, я говорил о производительности труда. Вот два примера: в Нефтеюганске число врачей на душу населения больше, чем в Москве. Однако качественный уровень здравоохранения там значительно ниже.
Другой яркий пример - армия. Когда начались боевые действия в Чечне, с трудом удалось отыскать 100 тысяч человек, способных воевать. По всей России пришлось набирать милиционеров и военнослужащих МВД.
На одного принимающего участие в боевых действиях в российской армии приходится 10 человек, занимающихся его обслуживанием и тыловым обеспечением... Совсем неэффективно. Кроме того, речь идет о рабском труде, относящемся даже не к XVII, а к X веку.
- Выступать за массовое сокращение управленческого аппарата и армии - значить планировать взрыв безработицы...
- Правдой остается то, что на производстве не хватает рабочих рук. В этом году я планировал инвестировать миллиард долларов в свой сектор, но мне удалось вложить лишь 600 миллионов. По одной простой причине: промышленность оказалась неспособной поставить нам необходимое оборудование из-за отсутствия квалифицированного персонала.
Где же та молодежь, в которой мы нуждаемся? Она - в армии и полувоенных организациях...
- В статье, опубликованной в квартальном бельгийском издании "La Revue du XXI siecle", вы утверждаете, что рост российской экономики возможен лишь при массированном инвестировании в интеллигенцию. Парадоксальные заявления для главы нефтяных и промышленных предприятий...
- Российская экономика никогда не сумеет достичь западного уровня, основываясь лишь на традиционной промышленности. Если мы будет основываться лишь на таких областях, как добыча газа или нефти, максимально мы сумеем заработать 450 миллиардов долларов. А для того, чтобы достичь уровня Венгрии, нам необходимо для нашего ВНП от 4000 до 5000 миллиардов долларов.
- Вы ратуете за эксплуатацию "серого вещества", однако Россия жалуется на утечку мозгов...
- Сегодня я сам являюсь сторонником утечки мозгов. Нам необходимо, чтобы наши молодые люди обрели новый менталитет. Но важно, чтобы они вернулись в благоприятные условия: более развитая система образования, которая бы могла производить другие "мозги", интеграция России в глобальную экономику и... более широкая демократия. Образованные молодые люди, осознающие свою значимость, уже больше не смогут жить в условиях "недемократии".
- В данном контексте, Владимир Путин на правильном пути?
- Пока нельзя дать окончательный ответ на этот вопрос. После своего избрания он оказался в центре слишком большого числа парадоксальных ситуаций.
Взгляните на пример Илларионова, советника президента по экономическим вопросам: на встрече Владимира Путина с другими предпринимателями он признавал, что реального развития экономики можно достичь лишь при значительном сокращении налогов. Спустя неделю он объявляет в прессе, что государству срочно требуется дополнительно 5 миллиардов долларов, и что он знает, где их найти... Так, как же я могу ответить на ваш вопрос?
- Чью сторону вы принимаете в схватке между "олигархами" и властью?
- Само понятие "олигарх" - вымысел, порожденный журналистами.
- Вы не опасались за демократию, когда власть взялась, например, за информационную группу "Медиа-Мост"?
- Как гражданин, да.
|