В Москве сотрудники УБЭП задержали автомобиль с архивом личного оператора президента Бориса Ельцина. Владельцу видеокассет Александру Кузнецову сообщили, что груз, возможно, контрафактный. Сам Кузнецов предполагает, что спецслужбы перестраховались, получив сообщение, что по Москве движется «архив президента».
В среду в Москве сотрудники милиции задержали около шести сотен видеокассет с архивными записями президента Бориса Ельцина. Произошло это, в то время как бывший личный оператор первого президента России Александр Кузнецов перевозил видеоархив на студию для монтажа документального фильма.
Работники ГИБДД остановили микроавтобус, за рулем которого находился сын телеоператора Евгений Кузнецов, около 14.00 на Космодамианской набережной, 2, рассказал «Газете.Ru» адвокат Кузнецова Виктор Запрудский. Поводом стал ржавый капот. В салоне автомашины лежали 13 сумок с более чем 600 видеокассетами формата «бетакам». Сотрудники ГИБДД обследовали груз, потребовали накладную на перевозку, а после вызвали на место оперативников ОБЭП по Центральному округу Москвы. Те сообщили водителю, а также приехавшему на место хозяину архива Александру Кузнецову, что собираются проверить видеокассеты на предмет их контрафактного происхождения. После этого милиционеры вызвали двух понятых и стали описывать кассеты.
По словам адвоката, на место почему-то также приехали сотрудники Федеральной службы охраны и сотрудники ОВД Замоскворечье.
По данным на 19.00, опись кассет продолжалась. «Протокол называется «осмотр места происшествия», но какое происшествие случилось, милиционеры не говорят. Составление протокола, на мой взгляд, проходит с нарушением, поскольку при этом присутствует два понятых, тогда как опись кассет производится тремя оперативниками в разных местах», — сказал адвокат Виктор Запрудский
Как рассказал «Газете.Ru» сам владелец архива, кассеты он перевозил в студию, чтобы приступить к монтажу своего четвертого по счету документального фильма.
«Сценарий ленты был написан, идею можно обозначить как «что осталось от демократии в России». Фильм должен был выразить общее настроение в обществе, это был бы объективный взгляд на те изменения, которые произошли в России, начиная с демократических реформ Ельцина и до нынешнего момента», — сообщил Кузнецов. По словам собеседника, если кассеты будут изъяты, работа будет сорвана, хотя практически вся съемка существует в копиях. Какие конкретно кадры собирался использовать оператор в фильме, он не пояснил.
Перевозимые Александром Кузнецовым кассеты содержали более 10 тыс. часов съемок Ельцина и его окружения, сделанные с 1989 по 2000 годы.
«На них 90% — это официоз, то есть какие-то приемы, выступления, также моя съемка в Белом доме во время путча 1991 года, и 10% — кадры личной жизни Бориса Ельцина, где, например, он с семьей на отдыхе или играет в теннис с президентом Южной Кореи Ро Дэ У. Съемка не представляет собой какой-либо тайны, она по большей части существует в архивах телевидения», — говорит Кузнецов.
Пока что Александр Кузнецов предполагает, что правоохранительные органы заинтересовал не будущий фильм, а сами видеокассеты. «Проблема в самом архиве», — сказал Кузнецов.
По его словам, в течение восьми лет с момента увольнения из Кремля никто, кроме зарубежных телекомпаний, не проявлял повышенного интереса к архиву. «Вероятно, сегодня вышло так, — предполагает Кузнецов, — что от «прослушки» поступил сигнал, что везут архив президента, и к ситуации сразу возник интерес».
По словам Александра Кузнецова, юридически архив принадлежит ему, так как все кассеты были куплены им, а запись официальных мероприятий в период работы в Кремле производилась на личную видеокамеру. Обвинение в контрафакте он не понимает.
В ГУВД Москвы, а также УБЭП ГУВД Москвы «Газете.Ru» сообщили, что не располагают информацией о задержании архива первого президента России. Соратники Ельцина ситуацией удивлены.
Как сообщил «Газете.Ru» первый спикер Госдумы Иван Рыбкин (в 1996—1998 годах он возглавлял Совет безопасности России), личный оператор у Бориса Ельцина был один. «Фотограф Дмитрий Донской и оператор Александр Кузнецов присутствовали на разного рода встречах, совещаниях и заседаниях особой важности, проходивших в узком кругу. И, наверное, есть кассеты и фото с этих заседаний в качестве особо секретной папки». «Но я считаю, что не правильно, что оператора лишили его фонда, потому что есть автор и его неотъемлемые права на авторство», — добавил Рыбкин.
|