31 декабря 2000 года руководитель МДМ-банка Андрей Мельниченко, не покидая своего поста, возглавил Конверсбанк. Впервые в отечественной истории два крупных банка объединились под началом одного человека. О прецеденте написали все газеты. А вершиной логики газетных аналитиков стало предположение о скором слиянии активов Конверсбанка и МДМ.
На самом деле событие это имеет куда более глубокую подоплеку. Произошло не просто объединение двух банков под единым началом, а слияние двух направлений "семейного" бизнеса. Финансовый гений "семьи" Александр Мамут взял под свой контроль денежные потоки Минатома - еще одного "семейного" предприятия под руководством Евгения Адамова.
Однако воссоединение "семьи" уже давно не является новостью. МДМ-банк с самого начала года (с момента назначения Путина и.о. президента) ведет агрессивную политику поглощения промышленных предприятий, прежде всего металлургических. Процесс консолидации "семейного" бизнеса начался сразу же после короткого периода предвыборных войн.
На поверхность этот процесс всплыл в момент создания группы "Русский алюминий", которая объединила металлургические империи Абрамовича и Дерипаски. А по сути возродила империю братьев Черных, создаваемую в свое время под эгидой первого вице-премьера Олега Сосковца.
Новостью, по большому счету, стал способ, при помощи которого произошло объединение МДМа и Конверсбанка. Никто даже не стал утруждать себя правилами приличия и необходимыми в таких случаях процедурами. Как то: банкротство, реструктуризация, покупка или обмен пакетами акций...
Все произошло как-то по-свойски, по-домашнему. Можно сказать, в теплой "семейной" обстановке.
Столь демонстративное объединение означает либо консолидацию старой (ельцинской) "семьи" перед угрозой атаки со стороны силового окружения Путина, либо формирование нового (уже путинского) "семейного" клана.
Фото из "Семейного" альбома
Чтобы избежать изначальной путаницы, надо терминологически разделить понятие "семья". В одном случае этот термин употребляют для характеристики мафиозной системы властных взаимоотношений. В другом - для обозначения группы товарищей, эту систему взаимоотношений практикующих и наиболее близко стоящих у кормила власти.
В первом случае запечатлеть "семейный" портрет практически невозможно. Сегодня мафиозная система взаимоотношений пронизывает все государство и бизнес-сообщество сверху донизу.
Ее главный отличительный признак - постоянная конвертация власти в деньги. При этом обратного процесса (конвертация денег во власть), как это принято в развитых странах, в России не существует. С помощью власти деньги отмываются. В основном в предвыборный период.
Наиболее яркой картинкой "семейной" системы взаимоотношений является цитата из оперативной справки на Александра Мамута, который стоял у истоков "семейной" империи (см. "Выписку из оперативной справки").
Даже если ориентироваться только на выделенные в этой справке жирным шрифтом фамилии и названия офшоров, все равно в глазах рябит. Поэтому любая попытка выписать портрет "семьи" через взаимосвязь различных фирм и компаний изначально провальна.
Схема взаимосвязей "семейного" бизнеса начинает расползаться буквально на глазах. Никакой бумаги не хватит, чтобы ее прорисовать.
В этом смысле "семья" даже не спрут, а паутина, которая покрывает собой ограниченное пространство под названием Россия и безграничные просторы офшорных зон. По паутине бегает множество пауков, которые в сытые времена мирно сосуществуют, а в голодные - пытаются пожрать друг друга.
Однако у пауков есть своя собственная иерархия, которая в конечном счете и позволяет составить групповой портрет "семьи". Наиболее жирные пауки сосредоточены рядом с Кремлем. Власть - напомним - главный "семейный" бизнес. Поэтому если и рисовать структуру "семьи", то только по этому принципу.
В центре схемы находится президент. Под ним силовые ведомства: ФСБ, МВД и Минобороны. Справа от президента "патриотическое" крыло "семьи", ориентированное на выкачивание средств из собственной страны. Слева - "демократическое" крыло, связывающее свое будущее с западным миром.
При этом все составляющие схемы исповедуют главный "семейный" принцип конвертации власти в деньги. Называется все это системой "сдержек и противовесов".
Схема весьма условна. Но она позволяет логично объяснять все последние метаморфозы, происшедшие с Россией, поскольку сохранилась со времен Советского Союза. Президент тогда назывался Генсеком. Роль "патриотов" играло Политбюро ЦК КПСС. А "демократы" назывались диссидентами, не в смысле борцов за права человека, а в смысле желания устроить свою жизнь по западным образцам.
Свалив Горбачева, Ельцин не стал принципиально менять советскую схему. Единственное, что он сделал, - это легализовал демократически-диссидентское крыло.
В итоге "демократы" получили прямой доступ к власти и принесли в "семью" дополнительные доходы в виде кредитов МВФ и Всемирного банка. Естественно, что "патриотическое" крыло укрепилось за счет "силовиков" в полном соответствии с системой "сдержек и противовесов".
От перемены мест слагаемых сумма меняется
"Семейный" портрет раннего периода правления Ельцина выглядел следующим образом. По левую руку от президента стоял Чубайс и взращенные им олигархи: Гусинский, Смоленский, Потанин, Авен и Березовский. А по правую сгруппировались Коржаков, Сосковец, Бородин, Черномырдин и Барсуков.
"Левые" (именно так они себя тогда называли) на тот момент еще не были полноценными членами "семьи" в отличие от "правых". Но зато они лучше владели "семейным" принципом конвертации власти в собственность и деньги. Потому в итоге и победили.
В 1996 году панорама "семейной" фотографии изменилась: Коржакова на правом фланге сменил Березовский. И хотя принципиально схема осталась прежней, рокировка имела колоссальные последствия и для "семьи", и для всей страны.
Группировку "патриотов" возглавил выходец из "демократов". Сдерживающий фактор исчез, и "семья" стала стремительно коррумпироваться на всех уровнях.
Ранее всегда выступавшее консолидированно бизнес-сообщество России раскололось на два лагеря. Одна часть примкнула к Чубайсу, другая - к Березовскому.
В стране началась бесконечная череда банковских, информационных и металлургических войн. Выпестованная Олегом Сосковцом империя братьев Черных разделилась.
Михаил вместе с Искандером Махмудовым и Олегом Дерипаска ушел под патронаж Чубайса, а Лев с Анатолием Быковым решил воспользоваться лоббистскими возможностями Березовского.
Войны продолжались вплоть до ухода Ельцина в отставку.
Увлекшись своими "богатырскими разборками" на политическом уровне, Чубайс и Березовский выпустили из рук реальные рычаги власти: собственность и финансы. А после ухода Ельцина выяснилось, что новому президенту ни Анатолий Борисович, ни Борис Абрамович по большому счету не нужны.
За это время под крылом двух "богатырей" выросли молодые олигархи, которые прекрасно обходятся без своих прародителей.
Именно они сегодня и выходят на передний край в новом "семейном" интерьере.
Абрамович и Дерипаска. Мамут и Махмудов
Изменение "семейного" расклада сил стало очевидно после объединения металлургических активов Абрамовича и Дерипаски в холдинг "Русский алюминий". Менее заметно для широкой публики прошла финансовая консолидация "семьи". Произошла она в момент, когда Мамут возглавил наблюдательный совет МДМ-банка.
Абрамович и Дерипаска - люди достаточно известные, а вот Мамут до последнего момента предпочитал не светиться на публике и поэтому достоин хотя бы краткой аннотации.
Александра Леонидовича Мамута по праву считают финансовым гением "семьи". Именно Мамут в 1993 году первым провел операцию взаимозачета с так называемыми ВЭБовками через свой банк КОПФ.
После развала СССР все долги Внешэкономбанка (ВЭБ) российским импортерам были заморожены до 2008 года. А вот долги ВЭБа коммерческим банкам должны были погашаться с 1994 года. Для превращения долгов в наличность Мамутом была придумана простая схема.
Должник "Технопромимпорт" в апреле 1993 года продал по заниженному курсу 15 миллионов долларов своего долга КОПФу. КОПФ обязался внести "долги" в уставной капитал банка "Лефортовский", но на самом деле продал их Межбиржевой кредитно-финансовой компании (МБФК). А МБФК потребовала от "Империала", где изначально находились счета "Технопромимпорта", облигации ВЭБа на всю сумму долга. ВЭБовки 1-го и 2-го транша государство позже погасило "живыми" деньгами.
Проще говоря, долги госпредприятия были приватизированы частной компанией, которая предъявила счет на оплату государству. Самое удивительное, Минфин, где в то время "царствовал" нынешний премьер Касьянов, долги оплатил сполна, хотя мог выдать ВЭБовки 4-го или 5-го транша. В итоге государство потеряло - а Мамут с партнерами заработали - 8,8 миллионов долларов.
Необходимое отступление. Накануне этой операции КОПФ прошла перерегистрацию. В состав ее акционеров вошли и владелец долгов "Технопромимпорт", и мнимый получатель долгов - банк "Лефортовский". МБФК, как утверждал в то время "Коммерсант", так же, как и КОПФ, принадлежала Мамуту.
Напомним: это был первый скандал с ВЭБовками. Потом подобных скандалов будет множество, но уже после выборов 1996 года. Вся предвыборная кампания Ельцина финансировалась по "схеме Мамута" за счет махинаций с ВЭБовками.
Еще одну схему - работу с индийскими долгами - можно также занести в актив Александра Мамута. В марте 1994 года он первым предложил правительству способ погашения индийских долгов через КОПФ. И несмотря на то что КОПФ определил стоимость рупии в 9,67 рубля вместо 48,37 рубля, правительство своим решением В4-П-2-04838 рекомендовало ВЭБу выделить на благое дело 1 млрд рупий.
"Маржа" КОПФа должна была составить как минимум 38,7 млрд. рублей. Руководителем Департамента иностранных кредитов и внешнего долга в то время был Михаил Касьянов.
Мамут также стоял в центре скандала вокруг "Бэнк оф Нью-Йорк". В американской прессе чуть ли не главным перевалочным пунктом российских денег в "Бэнк оф Нью-Йорк" назывался Собинбанк. В самый урожайный для нью-йоркского счета "русской мафии" 1998 год среди акционеров Собинбанка значились Национальный резервный банка и МДМ-банк, наблюдательный совет которого возглавляет сегодня Александр Мамут. Оба этих банка имели по 20 процентов акций Собинбанка.
Так что Александр Мамут - человек заслуженный и несправедливо находился до последнего времени в тени своего патрона Бориса Березовского.
С приходом Мамута в МДМ-банк произошло окончательное воссоединение левого крыла "семьи". Ранее МДМ был главным расчетным центром металлургических предприятий Михаила Черного.
Банк на 35 процентов принадлежал Гайскому ГОКу, руководил которым партнер Михаила Черного Искандер Махмутов.
"Семья" умерла. Да здравствует "Семья"!
Несмотря на видимость сохранения статус кво, схема построения "семьи" к моменту ухода Ельцина в отставку неузнаваемо изменилась
Нетрудно заметить, что после объединения Дерипаски и Махмудова с Абрамовичем и Мамутом, Путин перестает нуждаться в Чубайсе и Березовском. А главное, Дерипаска, Махмудов, Абрамович и Мамут также не нуждаются в излишней опеке "мастодонтов" ельцинской эпохи.
Лишнее тому подтверждение - ничем не прикрытая атака главы Минатома Евгения Адамова на нынешнюю вотчину Анатолия Чубайса, РАО "ЕЭС России". Про Бориса Березовского даже напоминать не стоит.
Как видно из схемы, выстроенная над Путиным конструкция, состоящая из Ельцина, Дьяченко, Юмашева, Волошина, Березовского и Чубайса, абсолютно не функциональна.
Политика - вещь на сто процентов рациональная. И все, что не несет функциональной нагрузки, рано или поздно отмирает естественной смертью.
После отхода в небытие ельцинской "семьи" схема будет восстановлена в первозданном виде.
Левый фланг займут молодые олигархи, на правом в качестве противовеса уже утвердился "силовой" Совет безопасности с Сергеем Ивановым во главе.
Ну, а "служивые" вернутся к исполнению своих прежних обязанностей - будут обеспечивать спокойствие электората.
Выписка из оперативной справки
"...А. Мамут возглавляет московскую фирму "АЛМ консалтинг", входящую в британскую ассоциацию Eversheds. Один из контактных телефонов Мамута 258-50-58, указан при регистрации фирмы Р.Абрамовича "Бранко". Он также является одним из телефонов "Сибнефти". Этот же телефон имело московское представительство британской фирмы Frere Cholmeley Bischoff & Co (поглощена Eversheds).
Необходимо отметить, что парижское отделение Frere Cholmeley Bischoff & Co представляло интересы фирмы Б.Березовского Merco. Юрист Frere Cholmeley Bischoff & Co Allistair Tulloch выступал от имени бывшего руководителя Уникомбанка А.Глариозова, бенефициара барбадосского банка "Луидор" в лице фирмы Golfrate properties. Эта фирма была по указанию Eversheds зарегистрирована багамской фирмой Trident Corp. Services.
Исландская Trident Trust Co (BVI) Ltd. зарегистрировала по своему адресу фирмы Matteo Management Ltd. и Dalton Services Ltd., которые управляются фирмами, принадлежащими А.Лебедеву (глава Национального резервного банка? -"!") и А.Костину (руководитель Внешэкономбанка? - "!").
А.Мамут в своей деятельности пользуется услугами юриста Лорейн Хикей (Lorraine Elizabeth Hickey), которая, покинув Eversheds, руководит двумя фирмами: британской Greenmont Management Ltd. и лихтенштейнской Parodos Limited. Последняя фирма является собственником недвижимости в Германии по адресу Garmisch Partekirchen Wilhelim-Von-Miller-Weg. 10 (в российской прессе его называют замком Татьяны Дьяченко. А глава комитета по безопасности Госдумы прошлого созыва Виктор Илюхин называл "некую лихтенштейнскую фирму", связанную с Татьяной Дьяченко, куда "ушла" часть денег из последнего транша МВФ в 4,8 млрд. долларов за несколько дней до дефолта - "!").
На лондонский адрес Greenmont Management Ltd. поступают выписки по кредитной карточке Б.Березовского "4548 1823 3432 8017", которую оплачивает созданная фирмой Trident Corp. Services компания Blooming investsinc. (через фирму Greenmont отмывались деньги "Аэрофлота". -"!").
Багамский адрес Trident Corp. Services имеет фирма "Эслон Лимитед". Совместно с ней лично Мамут создал ЗАО "Клайфт"..."
|