Киностудия им. Горького — лакомый кусок близко к центру Москвы
Новостные ленты передали информацию о принятом правительством РФ решении о продаже 100% акций ОАО «Творческо-производственное объединение «Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. Горького». Согласно распоряжению Виктора Зубкова, в перечень объектов плана по приватизации на 2008 год включены компании «Совэкспортфильм» и «Республиканский фильмокомбинат», а также Информкино.
История с приватизацией студии, 100% которой принадлежит Российскому фонду федерального имущества (РФФИ), тянется с 2004 года. Тогда торги были приостановлены. Сейчас детские фильмы и дом, в котором они живут, снова выставлены на продажу.
Не по схеме 2004 года, когда государство оставляло за собой 25% плюс одна акция: ныне студия продается «со всеми потрохами», то есть все 100% акций. Лакомый кусок Москвы общей площадью 3,5 га можно застроить бизнес-центрами.
На первых торгах интерес к объекту недвижимости под временным названием «киностудия имени Горького» среди прочих проявил «Газпром», но его тогда не устроило наличие «блокирующего пакета акций».
За комментарием мы обратились к заместителю руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии Сергею Владимировичу Лазаруку.
— Сама идея акционирования студии заложена указом президента РФ, изданным несколько лет назад. Потом пошла-завертелась история с приватизацией студии. Но изначально государство сохраняло за собой 25 процентов плюс 1 акция, то есть блокирующий пакет. Это, по-моему, принципиально важно.
Четыре года назад конкурс не состоялся. Минимущества остановило торги, потому что стартовая цена показалась слишком низкой. На следующем этапе приватизацию снова останавливали, чтобы не потерять саму студию. Мы подробно об этом говорили с РФФИ. И вот неожиданно Минимущества предлагает приватизировать сразу четыре кинематографические организации. И везде — сто процентов.
Признаюсь, об этом мы узнали из официальных публикаций. Сейчас нами подготовлено и отправлено письмо в правительство РФ: государство должно либо пересмотреть эти условия приватизации, сохранив блокирующий пакет акций, либо прописать условия таким образом, чтобы будущий приватизатор хотя бы в течение 10—15 лет не мог менять профили организаций. Занимался бы кинопроизводством, не снес бы на корню студию с павильонами.
— Отложить катастрофу на 15 лет, а потом…
— Появится другая студия. Вы же знаете, что сейчас в Подмосковье строятся киностудии. Другое дело, что надо сделать все возможное, чтобы сохранить это уникальное место с коллективом профессионалов. Еще раз подчеркиваю: акционирование происходит в рамках указа президента, и все вопросы, связанные с ним, решаются Минимуществом. Но, заметьте, «по согласованию с Минкультом и ФАКК». Мы эту продажу 100% акций не согласовывали.
— Кроме гибели уникальной студии, создается чудовищный прецедент. Теперь Минимущества может выставить на торги любой театр, музей. Мои 100%, что хочу с ними, то и делаю.
— Увы… Если организация стала акционерным обществом со 100-процентным пусть даже принадлежащим государству капиталом, то решение по ее продаже принимается правительством РФ по представлению Минимущества.
Пока девелоперы подсчитывают возможную прибыль от продажи территории и помещений по адресу: ул. Сергея Эйзенштейна, 8 (33,74 тыс. кв. м, в том числе пять съемочных павильонов, площадь которых составляет 3244 кв. м), — вспомним, что же распродается?
Старейшая в России «фабрика грез» (поначалу называлась киноателье «Русь») была создана в 1915 году. Здесь снимался первый в отечественной истории фильм в жанре фантастики — «Аэлита» (1924), первый звуковой — «Путевка в жизнь» (1931) и первый цветной — «Груня Корнакова» (1936). Здесь создавались и первые советские спецэффекты. А также — «Тихий Дон», «Когда деревья были большими», «Три тополя на Плющихе», «Офицеры», «Доживeм до понедельника», «Семнадцать мгновений весны», «А зори здесь тихие»…
Здесь снимали Пудовкин, Кулиджанов, Герасимов, Бондарчук, Шукшин, Лиознова…
В 90-е студию, как и всю страну, настиг жесточайший кризис — фильмотеку отделили от производства, студии стало не на что жить. Менялись директора, но с таким хозяином, каким оказался для «Мосфильма» Карен Шахназаров, студии Горького не повезло.
Фильмы продолжают сниматься и сейчас. Из недавних работ: «Удаленный доступ» и «Лучшее время года» Светланы Проскуриной, российско-израильский «Арье» Романа Качанова, «Бумер 2», «Ловитор», «Граффити», «Дополнительное время», «Кадеты», завершается работа над «Домом солнца» Гарика Сукачева.
Студия нуждается в модернизации, в креативном руководстве, в дополнительном, причем немалом финансировании и сотрудничестве с мудрым инвестором. Но почему государство, на словах заботясь об обществе, на деле распродает его национальное достояние?
Отчего президенты (их у нас сейчас целых два) потворствуют чиновникам, доказывая снова и снова правоту французского филолога Пьера Буаста: «Люди, считающие деньги способными все сделать, сами способны все сделать за деньги». Отчего государство копит Стабфонд, а ведет себя как банкрот, распродавая «фамильные ценности»?
На 90-летии студии, которое страна широко отмечала, президент Владимир Путин подчеркивал: «Этот юбилей — большое событие для всех, кто любит российское кино. Ваша киностудия может по праву гордиться несколькими поколениями выдающихся актеров и режиссеров, художников и операторов. Это их трудом и талантом создавались фильмы-легенды, которые вошли в золотой фонд отечественного и мирового кинематографа».
В то же время гибельная продажа студии совершается в рамках указа президента. Более того, стало известно, что подписание перечня объектов приватизации на 2008 год, скорее всего, будет приурочено к инаугурации нового президента, которая состоится 7 мая.
К юбилею студии ее штатный режиссер Андрей Эшпай (фильмы «Униженные и оскорбленные», «Дети Арбата») снял четырехсерийную картину «Дом, в котором мы живем» — об истории создания студии. Сейчас Эшпай вынужден думать об истории ее уничтожения.
Андрей Эшпай: «Я ученик Кулиджанова и Лиозновой, учеников Герасимова. Эти люди делали все возможное, чтобы упрочить положение студии. Теперь звание первой студии страны по праву перешло к «Мосфильму», его Шахназаров буквально поднял из руин, превратив в одну из лучших и мощнейших студий Европы.
Если Карен Георгиевич, оградивший студию своим неожиданно открывшимся менеджерским дарованием, вдруг скажет: «Ребята, хватит, я пойду сам снимать кино, не хочу больше заниматься «Мосфильмом», — что будет со студией? Ведь свободный рынок — это гладиаторская арена, где надо уметь держать оборону.
Коллекция студии Горького колоссальна — больше тысячи фильмов. Но она не помогает выжить. Хотя если говорить о послевоенных картинах, они — пик нашего неореализма. Фильмы Кулиджанова, Ростоцкого, кстати, дважды номинанты на «Оскар». Эти режиссеры знали не только секрет мастерства, но и тайну овладения вниманием масс. Рядом с этими «деревьями» подрастали Шукшин, Богин. И в трудные времена 90-х здесь зародилась волна нашего молодого кино. На студии существуют серьезные проблемы? Давайте их решать.
ВГИК — практически за стеной. Почему бы не сделать общий производственно-обучающий комплекс?
Хуциев недавно напомнил мне, что ВГИК и был на студии имени Горького в свое время. Но все это не решить снизу, это обязано делать правительство. А не распродавать нашу общую собственность.
Сегодня наверху нет желания — сохранять. Казалось бы, очевидно: государство должно жесточайшим образом встать на защиту киностудии имени Горького. Не понимаю, почему этого не происходит?».
Неужели пойдут с молотка киностудия, компания «Совэкспортфильм», с 1945 года занимающаяся дистрибьюцией, экспортом и импортом кинопродукции, ФГУП «Республиканский фильмокомбинат», занимающийся тиражированием и прокатом фильмов, их реставрацией и хранением, а также Российское агентство «Информкино»… Все, доложу вам, лакомая «жилплощадь» в центре Москвы.
P.S. По уже отработанной схеме собрались прибрать в частные руки и «Ленфильм», но питерцы зашумели, и уже в феврале нынешнего года губернатор Матвиенко успокаивала пленум творческой интеллигенции: «Ленфильм» приватизироваться не будет — вопрос решен».
P.P.S. Через день после публикации сведений о судьбе киностудии Горького в Совете Федерации собрали «круглый стол» с участием ведущих деятелей культуры на тему «О мерах государственной поддержки театров и кино для детей и юношества». Тему вопиющего акта продажи студии с молотка пытались было поднять. Но аудитория интереса к ней не обнаружила.
|