Раскольники
«18 марта в одном из сетевых изданий - «Ежедневном журнале» - известная журналистка и писательница жестко обрушилась на сложившееся в обществе представление о геройской гибели у Улус-Керта 6-й роты псковской воздушно-десантной дивизии в 2000 году. Побывав на недавнем футбольном матче в Грозном, Юлия Латынина заодно съездила на улицу Псковских десантников в чеченской столице. Таблички с названием улицы, к своему удивлению, нашла, а вот мемориальной доски - нет. Отсюда далеко идущие выводы. В том числе шокирующий: никакого подвига наши десантники на чеченской земле не совершали, они были жертвами. А вот Басаев и иже с ним - герои...
По словам Латыниной, «подвига 84 десантников, которые остановили прорыв из Аргунского ущелья двух тысяч боевиков под командованием Хаттаба, просто не было».
Публикуем отзыв на это странное выступление, поступивший в редакцию.
Можно подумать, что статья Латыниной вроде бы посвящена неуклюжим действиям федеральных и чеченских бюрократов, которые «хотели, как лучше, а получилось, как всегда», которые в очередной раз забыли о психологических особенностях чеченского народа и испытаниях, выпавших на его долю за годы и даже столетия непростых русско-чеченских отношений. (К примеру, чеченцы воспринимают героя Отечественной войны 1812 года генерала Ермолова, после победы над Наполеоном приобретшим в России еще и славу покорителя Кавказа, мягко говоря, не как русские. Их чувства отличались от общепринятых даже в относительно благополучные для дружбы народов советские времена.)
Но, оценивая публикацию Юлии Латыниной, не стоит обманываться. Примеров ошибочных поступков российских чиновников, среди которых, конечно же, есть и чеченцы по национальности, хоть пруд пруди. О многих из них весьма ярко и убедительно она не раз писала. Собственно, на этом и сделала себе громкое в оппозиционных кругах имя. Только вот в данном случае ее аргументы оказались подобранными крайне неудачно. Не найдя в начале грозненской улицы мемориальной доски, посвященной десантникам, пламенная оппозиционерка сочла это поводом для их дегероизации. В статье разоблачительница кремлевской пропаганды, горделиво демонстрируя знание приемов партизанской войны и тактико-технических характеристик российского артиллерийского вооружения, на примере 84 псковских десантников пытается доказать, что среди русских солдат в Чечне не было и нет героев.
При этом использует обычный демагогический прием: проецирует современные реалии на события восьмилетней давности. Дескать, «отряда в две тысячи боевиков не бывает». Действительно, таких крупных бандформирований на Кавказе уже давно нет. Но ведь именно после подвига солдат и офицеров 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии (и других участников контртеррористической операции) боевики отказались от широкомасштабных действий.
После того как Российская армия разгромила основные силы боевиков, они перешли к тактике «москитных укусов» - действиям маленькими группами по нескольку человек. Но в те далекие уже времена, примерно через полгода после начала второй чеченской кампании, ситуация была принципиально иной. Тогда бандиты еще располагали мощными людскими, финансовыми и материальными ресурсами. Поэтому отряд в две тысячи боевиков в марте 2000-го - такая же реальность, как мартовский футбольный матч - открытие чемпионата России на грозненском стадионе восемь лет спустя.
Для Латыниной погибшие на Кавказе российские солдаты - не герои, а жертвы. Думаю, для воина любой армии во все времена было бы оскорбительно узнать, что его считают жертвой. Жертва не способна дать бой врагу, пассивно принимает удары судьбы.
В «Толковом словаре» Даля понятие «герой» трактуется как «витязь, храбрый воин, доблестный воитель, богатырь, чудо-воин».
Какому из этих определений не соответствуют погибшие псковские десантники?
Какому определению соответствует Басаев, которого Латынина причисляет к героям, правда, оговариваясь, что «иногда эти герои заодно оказывались террористами, убийцами детей и торговцами человечиной»? В чем доблесть воителя, в свободное от проявления героизма время терроризирующего мирных жителей, убивающего детей и торгующего «человечиной», слово-то какое подобрала, вот что значит писательница?! (Только не стоит притягивать за уши сравнения с испанскими конкистадорами или французскими корсарами, о кровавых похождениях которых впоследствии были написаны захватывающие приключенческие романы, не тот случай.)
Возвращаясь к бою в Аргунском ущелье в марте 2000-го, хочется сказать, что, сложив головы, но не пропустив через свои позиции более чем двадцатикратно превосходящего противника, десантники, на мой взгляд, сотворили чудо: они возродили славу русской армии, очистили от скверны веру в то, что, несмотря на все тяготы современной военной службы, наш солдат остался верен долгу и своему народу.
«Со щитом или на щите» - с таким напутствием древние спартанцы уходили на войну, при этом они вряд ли ощущали себя жертвами. «Войск Российских было числом шестьсот человек; кои не спрашивали, многочислен ли неприятель, но где он; в плен турков взято шесть тысяч» - это надпись на Морейской колонне в честь екатерининских чудо-богатырей, а не бессловесных жертв, отправленных на заклание.
Павший воин - не жертва, а именно герой, отдавший самое ценное - жизнь - за други своя, за Отечество. И есть разница между смертью за Родину с оружием в руках на поле боя и гибелью мирных жителей в результате террористического акта. Странно, что кандидат филологических наук Латынина этого не понимает. Или, скорее, делает вид, что не понимает.
Впрочем, Латынина неоригинальна в своих попытках лишить Российскую армию и народ героев. На этой поляне уже не первый год трудятся ее единомышленники, специализирующиеся на чуть более отдаленных временах отечественной истории первой половины двадцатого века.
Вообще, дегероизация - классический прием психологической войны. Отнять у народа образцы для подражания и воспитания, а если шире, то и лишить исторической памяти, заменив белое черным и наоборот, - вот цель подобных публикаций. Не случайно же всего несколько лет спустя катастрофы 90-х годов некоторые деятели того времени и обслуживающие их журналисты пытаются доказать нам, очевидцам тех перестроек и реформ, что они были спасителями России, а крах экономики, всплеск преступности, демографический кризис и тому подобные «достижения» - это всего лишь досадные, но незначительные издержки.
Слепив из известной субстанции пули и стреляя ими в мертвых, Латынина и ей подобные метят в живых. Без малого двадцать лет назад вонючие ошметки со страниц некоторых газет и журналов уже разлетались, накрывая, как шрапнелью, нашу армию. Потом на Кавказе, в Приднестровье, Таджикистане, в других «горячих точках» на постсоветском пространстве они превращались в настоящий свинец, убивая и калеча русских солдат, защищавших свою страну на ближних и дальних рубежах.
Латынина «не знает, нужна ли Чечня в составе России». Однако, судя по содержанию ее многочисленных публикаций и выступлений, представляется, что журналистка лукавит и сама весьма определенно отвечает на свой вопрос. Латыниной Чечня и другие кавказские республики в составе России не нужны. Ей и Россия не нужна. Россия была нужна 84 чудо-воинам, в марте 2000-го жизнями заплатившим за то, чтобы их страна сохранилась. Она нужна любому человеку, не отделяющему себя от страны и народа.
(Даже вор-рецидивист Жорж Милославский из гайдаевского «Ивана Васильевича» понимал, что нельзя разбазаривать земли, политые русской кровью. Отрицательный, хотя и харизматический киноперсонаж мыслил глубже продвинутой литераторши.)
«Без меня народ не полный», - сказал герой Андрея Платонова. Без Чечни, без Ингушетии, без Дагестана Россия не полна (так же, как не полна она без Приморского края, Рязанской области, без любой автономной республики, края, области, города, деревни, улицы, дома...). Это понимали и понимают самые обычные парни, готовые принять смерть за Отечество. В бой идут с разными словами, но умирают не за царя, Сталина или Путина, а за Родину и веру.
С ХХ века русское воинство жило и сражалось под девизом Великого князя Киевского Святослава Игоревича - «Мертвые сраму не имут». 84 погибших десантника не имут его и сейчас. Нет нужды защищать героев от грязи, которой попыталась заляпать их Юлия Латынина. Уже восемь лет гвардейцы из Аргунского ущелья пребывают там, где никакая грязь и мерзость земной политической конъюнктуры не может их побеспокоить. Защищать следует их товарищей, которые, рискуя жизнью, продолжают прикрывать страну от желающих подлым словом расколоть ее на части.
Детей сызмальства приучают к тому, что к памяти мертвых, тем более павших за Родину, надо относиться уважительно и бережно. Видимо, в свое время Юлия Латынина оказалась вне такого воспитания, и объяснять ей азбучные истины сейчас уже бесполезно. Бог ей судья.»
На снимке: Памятник павшим десантникам в Пскове.
|