Эти два события прошли практически одновременно. В начале нынешнего года «Рособоронэкспорт» заключил с Китаем соглашение о строительстве двух эсминцев проекта 956ЭМ (класс «Современный») на сумму в 1,4 миллиарда долларов. И тут же в российской прессе началась информационная война против компании, которая перед этим уже построила для китайцев два эскадренных миноносца той же серии и, естественно, претендует на продолжение этой работы. Речь идет о московском холдинге «Новые программы и концепции» (НПК) и входящем в него Петербургском судостроительном заводе «Северная верфь».
Самое любопытное, что инициатором этой войны стал не кто иной, как руководитель фракции «Единство» в Государственной думе Владимир Пехтин. Он направил депутатские запросы сразу в несколько адресов: министру обороны Сергею Иванову, председателю Счетной палаты Сергею Степашину, главе «Рособоронэкспорта» Андрею Бельянинову, которые почему-то сразу стали известны многим печатным органам. Потом провел по этому поводу пресс-конференцию.
Выяснилось, что руководитель крупнейшей фракции Думы просит каждого из своих адресатов разобраться, сколько миллионов долларов получил государственный бюджет от НПК и «Северной верфи» за предыдущий экспортный контракт. По мнению господина Пехтина, эта сумма должна составить как минимум 300 миллионов долларов от общей стоимости контракта в 610 миллионов «зеленых». Лидер фракции объясняет, что исходит в своих расчетах из той ситуации, что на момент передачи этих кораблей от Минобороны России для китайского ВМФ они были готовы соответственно на 70 и 30 процентов каждый. Тем не менее, утверждает он, эти деньги до сих пор в федеральный бюджет не возвращены, а проценты за пользование финансовыми средствами не уплачены. Не будем задаваться риторическим вопросом, почему из массы самых разнообразных проблем лидер «Единства» занялся именно экспортным, валютным заказом одной из многих судостроительных фирм. Объяснение этому одно: нашим депутатам, как и положено, до всего есть дело. Особенно если пахнет большими деньгами.
Есть и более простые соображения. Если бы петербуржец Пехтин обратился прямо на «Северную верфь», а не в самые высокие инстанции, он бы мог узнать, что остаточная стоимость «китайских корпусов» составляла на момент их передачи НПК не 300 млн долларов, а всего 180 млн рублей (то есть 6 млн долларов даже по сегодняшнему курсу). Что за эти деньги, по согласованию с российским ВМФ, завод отремонтировал для Северного флота большой противолодочный корабль «Адмирал Левченко» (98 млн рублей), бпк «Североморск» и крейсер «Маршал Устинов» (33 и 54 млн рублей соответственно). Что и сейчас там ремонтируется на той же «безвозмездной основе» бпк «Вице-адмирал Кулаков», который до того 10 лет простоял у стенки Кронштадтского морского завода... Что полный расчет с НПК и «Северной верфью» по двум эсминцам Китай осуществит только в конце первого квартала нынешнего года, когда истечет срок их гарантийного обслуживания. Тогда и можно подводить окончательные итоги.
Но цель депутатского запроса, видимо, была совсем другая. Как предполагают источники «ОГ», конечно же, не выяснение истины и не возвращение государству затраченных денег. Иначе как могли так быстро появиться письма лидера «Единства» в печати?! Как смог он провести пресс-конференцию, не получив официальных ответов на свои вопросы?! По мнению наших экспертов, Владимир Пехтин или те люди, которые за ним стоят, хотели таким путем пролоббировать интересы Санкт-Петербургской компании ИСТ (ее контрольный пакет акций принадлежит НОМОС-банку и Александру Несису) и подведомственного ему «Балтийского завода». И таким образом перераспределить новый китайский заказ, в подготовку которого «Северная верфь» и «Новые программы и концепции» уже вложили определенные средства, в пользу их конкурента. Кстати, генеральный директор «Балтийского завода» Олег Шуляковский не скрывает, что этот заказ их очень интересует. Но подчеркнул, что ни в какие политические игры в связи с этим они не играют, а тендер на новые корабли собираются выиграть «в честной и открытой борьбе». В самой компании ИСТ обозревателю «ОГ» ответили примерно теми же словами.
В НПК тоже отказались комментировать ситуацию, подчеркнув, что «политикой не занимаются, а работают». Кому государство сочтет нужным доверить ответственный заказ, тот и будет им заниматься. Трагедии в этом никакой нет. Хотя они тоже рассчитывают на честную победу в «китайском тендере». Для этого у них тоже есть все основания. И, кстати, опыт работы с ВМФ дружественной нам страны.
Кому же был выгоден информационный скандал вокруг нового экспортного заказа? Неужели самому лидеру фракции «Единство»? По мнению источников «ОГ», как это ни покажется странным, за его демаршем стоит... нынешнее руководство «Рособоронэкспорта». Там, как говорят наши эксперты, тонко чувствуют новую тенденцию – выдавливать из большого бизнеса людей, которые в прошлые годы в той или иной мере были близки к бывшему президенту России Борису Ельцину и его семье, и «менять» их на новопитерских. Эта схема, кстати, легко «укладывается» в ситуацию с первым в этом году китайским экспортным заказом.
Если этот контракт потеряет холдинг «Новые программы и концепции», который возглавляет бывший помощник президента по военно-техническому сотрудничеству с зарубежными странами Борис Кузык, то его, видимо, получит именно группа компаний ИСТ со своим питерским руководством. И «Рособоронэкспорт» окажется на острие современной административно- экономической тенденции. А это в бюрократическом истеблишменте особо ценится. Если других достижений как бы и нет.
То, что эта версия имеет право на жизнь, косвенно доказывает и такой факт. Просьба «ОГ» к руководству «Рособоронэкспорта» опровергнуть или подтвердить это предположение натолкнулась на глухое и, надо полагать, раздраженное молчание.
Мы, в отличие от депутатских запросов, не пытаемся подвергать сомнению способность той или другой фирмы выполнить ответственный экспортный заказ. Просто методы, с которыми перераспределяются в нашей стране финансовые потоки, вызывают, мягко говоря, оторопь.
Китайцы, как показывает опыт, – весьма щепетильные деловые партнеры. Может случиться, что им очень не понравится вся эта информационная возня вокруг нового корабельного контракта. И тогда заказ на 1,4 миллиарда долларов может получить другое балтийское государство, где тоже не разучились делать аналогичные эсминцы.
Кто от этого выиграет, можно догадываться. Но уже ясно, что не Россия.
|