Пока в стране спорят, каким быть высшему образованию, жизнь идет своим чередом. ВУЗы, испытывающие серьезный дефицит государственного финансирования, вынуждены крутиться, как могут, Кто-то сдает в аренду помещения, кто-то вводит платные места для студентов. Но есть среди отечественных высших учебных заведений одно, которое финансируется практически стопроцентно. Это - Московский государственный университет им. Ломоносова, - лицо нашей высшей школы.
Но раз уж все ВУЗы ринулись зарабатывать деньги, то устоять перед этим поветрием оказалось невозможно и руководству Московского университета. И не всегда это выходило удачно. В 1998 году МГУ проверяла Счетная Палата РФ. Интересно, что материалы проверки так и не были опубликованы в официальном бюллетене Счетной Палаты (хотя по закону она, кажется, обязана это делать). Аудиторы накопали немало. Небольшой доли того, что они выяснили, хватило бы на несколько уголовных дел. Вплоть до того, что при университетском комбинате питания был обнаружен подпольный заводик по производству фальшивой газировки мощностью 12 тысяч бутылок в день.
Общие потери МГУ только на операциях с арендой принадлежавших Университету площадей достигли, по данным Счетной Палаты, 23,8 миллиарда неденоминированных рублей. Налогов недовыплачено было на сумму 3,4 миллиарда. И это при том, что собственная задолженность МГУ за коммунальные услуги на конец 1998 года составляла 31,4 миллиона рублей "новыми".
По мнению аудиторов Счетной Палаты, ключевыми словами в лексиконе университетского начальства стали "черный нал" и "откат". Когда в середине 90-х встал вопрос о приватизации Университета, ректор МГУ Виктор Садовничий искренне возмутился: "Это абсурд - разгосударствлять МГУ, ведь приватизированный университет определяет свои задачи, исходя из совсем других возможностей. Ему приходится ориентироваться на своего хозяина". Непонятно только, лучше ли будет Московскому университету жить без хозяина вообще. И, если верить документам, кто-то давно Университет приватизировал.
Что касается проверки Счетной Палаты, то ни одно из ее заключений не было тогда доведено прокуратурой до суда. Скандал был погашен в зародыше. Понятно, что депутатам Федерального Собрания надо куда-то пристраивать своих отпрысков. Для чего им портить отношения с руководителями ведущего ВУЗа страны, настаивая на продолжении расследования?
В Университете по итогам проверки был проведен специальный Ученый Совет, ректор Садовничий издал целых 107 распоряжений. И все тихо завершилось. А точнее, продолжилось. В общежитиях МГУ по-прежнему за "черный нал" арендуют площади вьетнамцы и китайцы, хотя по закону они не имеют никакого права открывать там кафе или товарные склады (тем более публичные дома). Считается, что в ДСВ на проспекте Вернадского в Москве блок из четырех комнат на "контрактных" этажах стоит в месяц 700 долларов. А сдаются там, между прочим, половина из 22 этажей. Вот и посчитаем, сколько в год Университет получает денег. Или недополучает, поскольку есть большие сомнения в том, что реально эти деньги попадают на расчетные счета МГУ... Мелких торговцев в первом и втором Гуманитарных корпусах и Главном здании было решено перевести на конкурсную систему. Один лоток должен был обходиться торгующим в 1000 долларов в месяц (хотя и прибыли должен был принести немало). Но тут же встал вопрос о системе преференций для "своих"...
Господин Садовничий, который почти наверняка будет переизбираться в мае на должность ректора, станет, разумеется, утверждать, что все делалось только на благо Университета. Пусть были какие-то формальные нарушения законов - зато российская молодежь смогла получить образование в самом престижном государственном ВУЗе. Но главная проблема в том, что деньги, полученные сомнительными путями, до студентов все равно в основном не доходят. Преподаватели получают мизерные оклады, несопоставимые с заработками их зарубежных коллег (но больше, чем в Российской Академии Наук, вот радость то!).
Стратегический подход к развитию Университета должен базироваться не на сомнительных сделках. И главный вопрос заключается в том, как скоро пройдет новая проверка. Когда Сергей Степашин стал руководителем Счетной Палаты, то ему, рассказывают, пришлось ознакомиться со списком "неприкасаемых". Он ознакомился. Но тут пришли иные времена. Те, кто от прошлой власти обладал индульгенцией на все грехи, от новой ее вряд ли получит. В полной мере это будет относиться к нынешнему ректору МГУ, И, может быть, лучше было бы для всей нашей высшей школы на предстоящих в мае этого года выборах ректором избрать человека, необремененного таким сложным грузом из прошлого.
Отчет о результатах проверки в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова полноты поступления, целевого и эффективного использования средств федерального бюджета и внебюджетных источников за 1996-1997 годы
|