Когда сажали Анатолия Быкова, населению пояснили: так вам будет теплее. В прямом смысле - дадим в дома тепло и горячую воду. Он один, видите ли, забирает всю электроэнергию, пригодную для обогрева края... Ну раз так - значит, надо. Быков посидел, вышел, ему ни холодно ни жарко. Зима, как водится, вступает в свои права. Чтобы согреться, жители Красноярска и окрестностей снова ходят на работу, в цеха КрАЗа. Хорошо, что он есть.
Руководство греется в движении. Прибыл глава "Русского алюминия" Олег Дерипаска, официально представил губернатору своего нового представителя в крае Николая Ашлапова. Сразу засобирался в дорогу Чубайс. Речь по-прежнему идет об "энергетической проблеме". Стороны не сходятся во взглядах на эту проблему. Ашлапов появился, чтобы обеспечить пошатнувшуюся "энергетическую безопасность" КрАЗа. Чубайс пытается "получить по долгам" с алюминщиков и взломать эту самую систему безопасности.
У "Русского алюминия" главный интерес сегодня - внешнеэкономический. В этом и следующем году истекают сроки контрактов ряда крупнейших алюминиевых корпораций США с производителями электроэнергии. Переговоры об их возобновлении идут очень тяжело, и до подписания соответствующих документов еще далеко. Поскольку доля электроэнергии составляет почти половину всей себестоимости первичного алюминия, некоторые компании уже приняли решение сократить объемы производства. Такая же участь ждет еще несколько европейских корпораций.
Под влиянием этого фактора в июле-августе этого года резко возросли цены на алюминий. По сведениям таможни и Госкомстата России, экспорт алюминия за восемь месяцев увеличился по сравнению с тем же периодом прошлого года почти на пять с половиной процентов - до 2,16 млн тонн. В денежном выражении этот объем увеличился на 24 процента и достиг 2,87 миллиарда долларов. Конечно, "Русский алюминий" не собирается терять время, и сейчас условия благоприятные.
На днях стало известно, что "Русский алюминий" ведет переговоры с Енисейским и Мурманским морскими пароходствами о перевозке 100 тысяч тонн алюминия в европейские порты по Северному морскому пути. Перевозка одной тонны алюминия в Роттердам или Лондон таким способом на шестнадцать-семнадцать долларов дешевле, чем по железной дороге. Предполагается, что основными поставщиками будут Красноярский и Саянский алюминиевые заводы.
Замечательные планы, грандиозные амбиции, на горизонте - новые сверхприбыли. Но почему же тогда кто-то пытается затормозить алюминиевый локомотив?
Благополучие КрАЗа строилось большей частью за чужой счет. Что и ставили в вину его прежним хозяевам. Теперь хозяева сменились. На смену эффективно бандитствовавшему Быкову и его команде пришли, в частности, "Сибнефть", группа "Сибирский алюминий", офшорная компания David Worldwide Corp, зарегистрированная на Виргинских островах между Атлантикой и Карибским морем...
Быковские завоевания перешли, как по наследству. Причем всякие попытки ограничить льготные режимы для КрАЗа отбиваются сейчас еще более лихо.
Пока тарифы на электрическую и тепловую энергию в крае самые низкие по России. А таких специальных цен на электричество, как для КрАЗа, вообще нигде нет. В среднем по стране алюминиевые заводы платят 1,2 цента за киловатт-час. КрАЗ платит 0,69 цента. Весь прошлый год платил 0,66 цента.
Еще в апреле региональная энергетическая комиссия попыталась увеличить тарифы для КрАЗа. Завод сразу же оспорил это решение. И краевой арбитраж встал на защиту интересов предприятия. Судебное решение сохранило заводу более 21 миллиона долларов. А энергосистема недополучила почти 600 миллионов рублей.
В начале сентября энергетическая комиссия приняла очередное решение повысить тарифы. И оно уже оспаривается в суде. Для того-то и посажен господин Ашлапов наместником Дерипаски, чтобы влиять на решения краевых властей по энергетическим вопросам.
"Красноярскэнерго" продолжает безуспешно доказывать очевидное: уровень тарифов не соответствует реальным затратам энергетиков на производство, ремонт и передачу электроэнергии. Тем более что с весны подорожали уголь, железнодорожные перевозки, энергия, которую покупают на федеральном оптовом рынке электроэнергии, и т. д. Кстати, "Красноярскэнерго" покупает 30 процентов энергии у подконтрольной "Русскому алюминию" Красноярской ГРЭС, еще 40 процентов - на федеральном оптовом рынке, остальную производит на своих тепловых станциях.
"Красноярскэнерго" все труднее обеспечивать надежность энергосистемы. Оборудование в этом хозяйстве изношено на 60-70 процентов. Красноярская ТЭЦ-1 изношена на 78 процентов. ТЭЦ-2, которая строится с 1979 года, уже изношена почти наполовину. Шестьдесят процентов тепловых сетей отработали свой расчетный срок. Сказывается и наш человеческий фактор - в крае за год украли более тысячи километров проводов. В таких условиях гарантировать бесперебойное снабжение КрАЗа невозможно.
В начале сентября на КрАЗе уже произошло аварийное отключение: отказало электрооборудование на распределительной станции.
Понятно, куда кивают местные энергетики. Средства, которые могли бы пойти на плановый и экстренный ремонт, оседают на самом же КрАЗе. Он один потребляет половину электроэнергии, производимой на территории края.
По последнему решению энергетической комиссии он должен платить за киловатт-час хотя бы 1,05 цента. (Напомним, что для остальных алюминиевых заводов страны в среднем этот тариф почти на двадцать процентов выше.) Но арбитражный суд, опять-таки очень кстати, вынес определение, по которому до 29 октября запрещается требовать с КрАЗа оплату по новому тарифу и ограничивать подачу энергии для предприятия. А как раз на 29-е намечено рассмотрение дела по обжалованию решения о повышении тарифа. Эта судебная волокита явно в интересах Красноярского алюминиевого. Он по-прежнему рассчитывается по старым тарифам, недоплачивая ежемесячно по 120 миллионов рублей.
Парадокс еще и в том, что этот процветающий индустриальный гигант - главный в крае должник. Еще вопрос, какое из этих двух обстоятельств - подозрительно низкие тарифы на энергию для КрАЗа или хроническая задолженность алюминщиков - сказывается более разрушительно.
Общая сумма долгов всех краевых потребителей (без учета КрАЗа) составляет 3 миллиарда рублей. И ровно столько же задолжал КрАЗ. Энергетики выступили с иском на 3 миллиарда рублей и выиграли его. Это и есть пока главная и едва ли не единственная победа энергетиков.
Одновременно это и тревожный для алюминщиков сигнал. Поэтому и заговорили в разных кругах о пошатнувшейся "энергетической безопасности" Красноярского алюминиевого. На самом деле никакой такой энергетической опасности для предприятия не существует. Ему не грозят так называемые "веерные отключения" - он явочным порядком оказался в одном стратегическом ряду с ядерными объектами и роддомами.
Вся эта ситуация оправдывается особым градо-, системо-, бюджетообразующим положением алюминиевого флагмана. Но, пользуясь своим особым статусом, он и город, и систему, и бюджет в конечном счете разрушает.
Речь об аппетитах, о прибылях и сверхприбылях, которыми давно пора делиться. Пока же, работая локтями, руководство промышленного гиганта обирает партнеров. Завод недоплатил энергетикам, те, в свою очередь, недоплатили в краевой бюджет огромную сумму. РАО "ЕЭС" уже приступило к ограничению подачи электроэнергии с федерального оптового рынка для "Красэнерго". Долги предприятий друг другу растут как снежный ком. Ни РАО "ЕЭС", ни губернатору края Александру Лебедю эту ситуацию пока "разрулить" не удается. У Красноярского алюминиевого много защитников.
Завод пока будет работать на полную мощность. Но люди, жизнь которых вроде бы "образует" КрАЗ, ничего от бурной внешнеэкономической деятельности его новых хозяев не получат. В "Красноярскэнерго" уже подсчитали: подача электроэнергии сократится на 36 процентов, а тепла - на 18. Девяносто процентов оставшейся энергии будут потреблять сам КрАЗ, Ачинский глиноземный комбинат, КЦБК, Красноярская железная дорога, которых по решению суда и прокурора трогать нельзя. Всем остальным следует только задуматься: а чем "бандиты" у руля-то были плохи? И кто вообще бандит?
|