На прошлой неделе на российском рынке появился необычный продукт коллективных инвестиций. УК БКС запустила пилотный паевой инвестфонд, ориентированный на инвесторов-мусульман. Денежные средства ПИФа будут направлены только в разрешенные исламом финансовые инструменты. Мнения экспертов по поводу развития сегмента инвестирования в РФ в соответствии с законами шариата разошлись.
Размещение паев открытого ПИФа “БКС — Фонд “Халяль” планировалось провести с 12 ноября 2007 года по 8 февраля 2008 года до достижения фондом минимального размера, установленного законодательством, — 10 млн. рублей. Но уже 15 января стоимость чистых активов фонда превысила 10 млн. руб. и достигла 10,9 млн. рублей, и УК БКС приступила к управлению новым ПИФом. Минимальный объем инвестиций при покупке паев фонда составляет 5 тыс. рублей, докупать паи можно на сумму от 1 тыс. рублей.
“Российские инвесторы проявили должный интерес к фонду, руководствующемуся в своей инвестиционной деятельности нормами ислама, — говорит Мария Плоткина, начальник отдела розничных продаж УК БКС. — Наибольшей популярностью ПИФ пользуется в регионах с традиционно высокой концентрацией мусульманского населения. Замечу, что наш ПИФ стал первым российским специализированным финансовым инструментом для мусульман. Поэтому мы ожидаем дальнейшего увеличения числа пайщиков фонда за счет роста его популярности среди членов российской исламской общины”.
Управляющие БКС пообещали, что акции, которые в него будут входить, будут отбираться строго по законам шариата.
Отметим, что операции с облигациями с точки зрения ислама считаются сомнительными, поскольку законами шариата запрещается ростовщичество, то есть получение дохода с помощью процентов. Помимо этого закрыт для мусульман и рынок срочных депозитов. Для инвесторов-мусульман будут неприемлемы вложения в бумаги мясоперерабатывающих компаний, а также в развлекательную сферу (азартные игры, казино, желтую прессу), в производство и продажу алкоголя. За соблюдением всех этих правил при работе фонда будет следить автономная некоммерческая организация.
Таким образом, в фонд будут входить акции только тех российских эмитентов, которые включены в “Перечень ценных бумаг, согласованных для инвестирования в соответствии с принципами ислама”. Список компаний будет ежемесячно пересматриваться.
Вообще рынка исламских финансовых продуктов как отдельно взятого сегмента в России пока не существует — инвестиции, банки и страховые компании запрещены, поскольку в традиционном страховании имеются три отрицаемых исламом элемента: риба (ростовщичество), мейсир (азарт) и гарар (риск, неопределенность). Строго соблюсти баланс таким образом, чтобы деньги работали, и при этом не нарушить предписаний Корана, пока мало кто берется. Между тем в исламских инвестфондах по всему миру под управлением находится более триллиона долларов.
Нужно отметить, что сложность введения мусульманских финансовых продуктов в нашей стране заключается в том, что единой политики по большинству вопросов не существует. За разрешением спорных моментов мусульмане обращаются к мулле. Мулла же, в свою очередь, может запретить инвестирование, если, к примеру, у компании в данный момент слишком много свободной наличности — следовательно, существует вероятность, что они могут быть вложены в инструменты с фиксированной доходностью, а это неприемлемо. Также проблематично обрисовать набор финансовых инструментов таким образом, чтобы они соответствовали закону халяльности — в финансовой сфере мусульманам запрещено платить или получать проценты. Объясняется это тем, что в таком случае проявляется несправедливость к должнику со стороны кредитора, использующего потребность того в деньгах. Мнения же экспертов по поводу развития сегмента инвестирования в РФ в соответствии с законами шариата расходятся.
“Я считаю, что это весьма перспективное направление. Учитывая тот факт, что значительная часть населения Москвы исповедует ислам и община растет быстрее, чем численность населения других вероисповеданий, необходимость присутствия и развития исламского сектора в финансах неизбежна, — говорит аналитик Зарина Саидова. — На мой взгляд, априори ограниченные направления инвестирования привлекут не только мусульман, но и представителей многих других групп потенциальных клиентов, поскольку даже из соображений здравого смысла мало кто согласился бы сознательно вкладываться в заведомо вредные и опасные для общества сферы бизнеса, такие как азартные игры, алкоголь, табак”. По мнению г-жи Саидовой, при квалифицированном управлении портфелем такие фонды вряд ли будут проигрывать обычным ПИФам по показателям доходности.
Впрочем, некоторые участники рынка уверены, что ввод нового продукта узкой направленности — не более чем пиар-ход со стороны управляющей компании, и он даже менее жизнеспособен, чем олимпийский ПИФ.
В исламе есть правовой принцип — в основе вещей лежит дозволение: если нет возможностей реализовывать свои потребности, как того предписывают шариат, то можно придерживаться законов страны, в которой живет человек. Но если есть альтернатива, то обращаться к неисламским финансовым институтам уже грех. По мнению Рената Беккина, старшего научного сотрудника Института Африки РАН, активного участника проектов по созданию исламских финансовых структур на территории России, основной проблемой внедрения исламской экономики является противоречие положений мусульманского права, а также многих вопросов частно-правовой сферы. Далеко не все виды сделок и договоров соответствуют Корану, а в каждой стране есть свое установившееся законодательство — с ним нужно идти на компромисс, а это чрезвычайно сложно.
“Исламская экономика изначально выгодна России, так как это может способствовать притоку капитала богатых нефтедобывающих стран, которые имеют проблему инвестирования средств”, — подчеркивает Беккин. Но рынка исламских финансов в России по-прежнему нет, хотя запущенный ПИФ работает и приносит результаты. Посмотрим, решится ли еще кто-нибудь из крупных игроков вывести на рынок продукты для мусульман так, чтобы законы шариата были полностью соблюдены.
|