В годы Второй мировой войны он прославился тем, что добывал в США секреты атомного оружия, а позже участвовал в разрешении Карибского кризиса.
Александр Семенович Феклисов родился 9 марта 1914 года в Москве в семье железнодорожного стрелочника. После окончания семилетки учился в фабрично-заводском училище, затем – на рабфаке. Накануне войны, в 1939 окончил Московский институт связи, после которого был направлен на учебу в Школу особого назначения (ШОН). "В разведку я пришел в конце 30-х годов. Тогда, после чистки кадров ОГПУ-НКВД, туда стали набирать молодых людей пролетарского происхождения. Однажды меня вызвали в ЦК ВКП(б), где состоялась беседа о возможности перехода после окончания института на "важную работу", характер которой не раскрывали. Я ответил: "Если вы считаете, что я подхожу для вас, я не возражаю", – вспоминал в 2001 году Феклисов в интервью газете "Труд". После обучения в (ШОН) он получил назначение в американское отделение внешней разведки и вскоре был направлен на работу в Нью-Йорк.
В штаты Феклисов прибыл в феврале 1941 года через Японию и проработал в резидентуре до 1946 года. Первоначально он выполнял функции радиста, а затем оперработника. Первое время Феклисов занимался немецкой диаспорой. А с 1943 года главной его задачей стало обеспечение радиосвязью американского ученого Юлиуса Розенберга, завербованного советской разведкой.
По словам руководителя пресс-бюро Службы внешней разведки (СВР) Сергея Иванова, "за это время Феклисов выполнил ряд ответственных заданий по добыванию секретной научно-технической информации, в том числе в области электроники, радиолокации, реактивной авиации. После завершения командировки в США с 1946 по 1947 год Феклисов работал в центральном аппарате разведки. В 1947 был послан в Лондон в качестве заместителя резидента по линии научно-технической разведки. Поддерживал оперативный контакт с Клаусом Фуксом (немецким ученым-ядерщиком, бежавшим в Англию, и имевшим допуск к секретным документам).
"Встречаться с Клаусом мне приходилось один раз в три месяца. Каждой встрече предшествовала тщательная подготовка, а план утверждался в Центре. Уже на одной из первых встреч Фукс сказал, что по вопросам, на которые от него хотели бы получить ответы товарищи из Москвы, ему ясно, что русские ученые сильно продвинулись вперед", - рассказывал об этом этапе своей деятельности гений советской разведки.
По его словам, с осени 1947 года по май 1949-го Фукс передал СССР секретную информацию. Она содержала данные о реакторах и химическом заводе по производству плутония в Уинскейлсе, анализ работы урановых котлов, схему водородной бомбы и теоретические данные по ее создании. В 1950 году, после провала Фукса Феклисов возвратился в Москву. В 1953-1955 годах работал в Чехословакии заместителем главного советника МГБ по разведке. Оказывал помощь МВД Чехословакии в создании разведывательной службы.
С середины 50-х занял пост начальника американского отдела ПГУ КГБ, а с августа 1960 года - резидента в Вашингтоне. Феклисову А.С. принадлежит важный вклад в дело урегулирования Карибского кризиса. В то время он был самым важным "нашим человеком" в США. Через него шла переписка Хрущева и Кеннеди, В самый напряженный момент главы США и СССР повели переговоры открытым текстом из-за того, что зашифровка и расшифровка посланий занимала много времени. Нервы СССР и США были на пределе: самое ничтожное событие могло спровоцировать начало Третьей мировой. Именно Феклисову удалось через посредников довести до сведения американского президента Кеннеди о возможном советском ударе в Западном берлине, в случае начале вторжения США на Кубу. "Мои слова мгновенно были доведены до президента. Через три часа Кеннеди передал компромиссное предложение об урегулировании Карибского кризиса", - вспоминал Феклисов.
После завершения командировки в Вашингтон Феклисов работал в Краснознаменном институте (Академии внешней разведки). А в 1974 году ушел на пенсию.
Александр Семенович Феклисов кандидат исторических наук, Почетный сотрудник Службы внешней разведки Феклисов награжден Звездой Героя России, двумя орденами Трудового Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, орденом Знак Почета и многими медалями. В 1994 выпустил книгу воспоминаний "За океаном и на острове", в которой рассказал о своей работе в США и Великобритании.»
|