В Грузии продолжает реализовываться принцип: заплати – и с чистой совестью на свободу. В субботу под залог в 120 тыс. долл. освобожден еще один чиновник, обвиняемый в нанесении ущерба государству, – Михаил Карели, экс-губернатор региона Шида Картли и сподвижник экс-министра обороны Ираклия Окруашвили.
Михаил Карели был арестован по обвинению во взяточничестве и незаконном предпринимательстве 23 сентября при попытке выехать в Турцию. Однако в общественном мнении Карели стал жертвой противостояния властей с бросившим им вызов экс-министром обороны Ираклием Окруашвили. Губернатор раскритиковал спецоперацию по аресту нескольких региональных чиновников, считавшихся людьми Окруашвили. Этого было достаточно, чтобы Михаил Карели в одночасье был уволен, а неделю спустя арестован. Вскоре, как известно, в тюрьму препроводили и самого Ираклия Окруашвили, но после покаянного выступления по телевидению, во время которого он отказался от обвинений в адрес президента Михаила Саакашвили, и после внесения залога в 6 млн. долл. его освободили. Находившийся с визитом в Финляндии Саакашвили европейской аудитории произошедшее трактовал как возврат в бюджет украденных экс-министром денег. При этом уголовные дела на Окруашвили и Карели не закрыты. Можно предположить, если они займутся какой-либо деятельностью, которую власти сочтут «вредной», то органы опять вспомнят об их грехах.
Европа выстраивает защиту от газовой монополии РоссииТакие процессуальные сделки для постреволюционной Грузии уже не ноу-хау. Получив после революции власть, молодые правители занялись наполнением бюджета посредством «тряски» коррумпированных чиновников свергнутого правительства и предпринимателей, считавших отчисления по фискальной линии излишеством. Рекорд по объему внесенных наличных, по всему, принадлежит зятю экс-президента Эдуарда Шеварднадзе – главе компании мобильной связи «Магти» Георгию Джохтаберидзе. Он выплатил в бюджет около 15 млн. долл., вышел на свободу, но бизнес-детище переуступил зарубежным партнерам.
Не меньшая сумма была внесена за дочь бывшего главы Аджарии Аслана Абашидзе – Диану. Впрочем, ее адвокаты тогда опровергли сведения о процессуальной сделке. Некоторые предприниматели, не дожидаясь, когда их возьмут за горло, сами «выявили» собственную невнимательность по налоговой части и выплатили в казну круглые суммы. По подсчетам местных экспертов, состоявшиеся процессуальные соглашения могли пополнить бюджет Грузии на полмиллиарда долларов. И это не считая конфискованной недвижимости того же Абашидзе или находящихся за рубежом криминальных авторитетов – счет идет на сотни миллионов долларов. В свое время президент Михаил Саакашвили пояснил автору этих строк: «Общество становится более защищенным, получает выгоду. Это и есть основная задача юридического права – чтобы выигрывало общество. В этом смысле Грузия создала интересный прецедент. На всех конференциях, посвященных борьбе с коррупцией, наш опыт рассматривается в позитивном свете, и в этом плане, я думаю, многие страны могли бы у нас поучиться». Тем не менее грузинский опыт пока не перенимают. Во всяком случае на постсоветском пространстве. В России, Азербайджане, Киргизии, Армении и т.д. проворовавшихся чиновников и бизнесменов-неплательщиков предпочитают отправлять в тюрьму.
|