Примечательный случай произошел в августе 1945 года. Тогда по приглашению Сталина в Москву прибыл генерал Дуайт Эйзенхауэр (будущий президент США). Советский лидер устроил для высокого гостя просмотр фильма о взятии Берлина. В кинозале Сталин сел между Эйзенхауэром и Жуковым, представшим на экране во всем блеске. И тогда Эйзенхауэр сказал сидящему за Сталиным переводчику: «Переведите маршалу Жукову, что, если он останется без работы в Советском Союзе, он, несомненно, найдет ее в Голливуде». Смешной эта реплика Сталину не показалась, и он холодно бросил: «У маршала Жукова всегда будет работа в Советском Союзе».
Прежде она была у него с 1903 года. Тогда будущий советский маршал услышал от отца: «Ну, Егор, ты уже большой – скоро семь, пора тебе браться за дело. Я в твои годы работал не меньше взрослого».
Делом жизни Жуков избрал защиту Родины. «Я сын советского народа и солдат его армии», – говорил он о себе. «Жуков – это значит победа», – говорили о нем другие. В 1939 году он руководил советскими войсками в боях с японцами на реке Халхин-Гол. В январе 1941 года стал начальником Генерального штаба, заместителем наркома обороны СССР. С 23 июня 1941 года Жуков – член Ставки Верховного Главнокомандующего, а с августа 1942 года – 1-й заместитель наркома обороны СССР и заместитель Верховного Главнокомандующего. Жуков участвовал в разработке и осуществлении стратегических планов Ставки. Руководил обороной Москвы и разгромом фашистов под ее стенами, координировал действия фронтов в Сталинградской, Курской и других великих битвах Второй мировой войны. Он взял Берлин и от имени Верховного Главнокомандования подписал акт о капитуляции фашистской Германии. 24 июня 1945 года именно он принимал Парад Победы на Красной площади.
Вскоре после окончания войны Жуков оказался в немилости у Сталина. Тот всегда ревниво относился к успехам и славе маршала и потому нашел предлог, чтобы удалить его подальше от столицы. Прославленного полководца назначили командующим войсками сначала Одесского военного округа, а потом Уральского военного округа. Лишь после смерти Сталина Жуков был вновь возвращен в Первопрестольную, и уже в июне 1953 года помог Хрущеву и другим членам высшего партийного руководства устранить «банду Берии». Причем сама операция по аресту Берии, который, к слову, давно ненавидел Жукова, была делом очень серьезным. Жуков и помогавшие ему генералы Павел Батицкий, Кирилл Москаленко и Митрофан Неделин в прямом смысле слова рисковали жизнью. Тем не менее тиран был повержен.
В первые годы правления Хрущева Жуков пошел в гору – стал министром обороны СССР, вошел в состав ЦК КПСС. Однако биография Жукова имела особенность, на которую обратил внимание доктор исторических наук, профессор Владимир Наумов: «Система, в которой он сформировался как личность и занял близкое к вершине место, с удивительной последовательностью отторгала его. Так было при Сталине, Хрущеве, Брежневе. Свою немилость вожди официально объясняли разными причинами. Но какими бы ни были эти объяснения, сквозь них неизменно проглядывали зависть и ревность к всенародной славе и авторитету маршала».
Завидовал ему и Хрущев, который лично руководил подготовкой расправы над Жуковым. А ведь на июньском 1957 года Пленуме ЦК Хрущев одолел так называемую антипартийную группу Молотова, Кагановича и Маленкова и выбросил их из числа высших руководителей страны благодаря поддержке и активному участию министра обороны. Однако теперь Жуков оказался неугоден. Он стал тем единственным, в ком Хрущев усматривал угрозу своей единоличной власти.
А Маршал Советского Союза был занят своим главным делом – подготовкой армии. В июле–августе 1957 года под его руководством в Белоруссии и Прибалтике прошли большие общевойсковые учения. К сожалению, в жизни маршала они оказались последними. А в начале октября Хрущев отправил Жукова с официальной миссией в Югославию и Албанию.
А затем наступила развязка. По воспоминаниям Главного маршала авиации Александра Голованова, по возвращении домой министра обороны встретила не обычная свита, а порученец, который и сообщил о том, что Жуков больше не министр обороны. Маршал поинтересовался, кого же назначили на его место. Оказалось, что фронтовика маршала Родиона Малиновского. «Ну, это еще ничего. А то я подумал Фурцеву», – сказал Жуков.
К ударам судьбы маршалу было не привыкать. В оставшиеся годы жизни он писал воспоминания, которые потом были много раз переизданы и у нас, и в других странах. Георгий Жуков скончался 18 июня 1974 года и был похоронен в Москве на Красной площади у Кремлевской стены.
СПРАВКА
Георгий Жуков был отмечен 34 советскими наградами, в том числе шестью орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени и двумя орденами Суворова I степени, а также 29 иностранными орденами и медалями. Но самой главной наградой полководцу и патриоту Жукову стала всенародная любовь.
Взгляд американских военных историков:
Альберт АКСЕЛЛ:
– Жуков не был плотью от плоти Сталина. Он не был из тех, кто лижет вождю ботинки, не был по натуре царедворцем. Он был слишком независимой личностью для той эпохи. И в этом, в частности, состояла его проблема: за это Жукова многие не любили... Если бы Жукову позволили стать генсеком, я думаю, он бы преодолел немало из того, за что сегодня мы критикуем Сталина. Он мог бы встать намного ближе к народу, чем Сталин. Страна бы выиграла под его руководством. Стало бы меньше коррупции в верхах. Плюс к тому у Жукова как у руководителя страны имелось бы одно колоссальное преимущество: у него были прекрасные личные отношения с западными лидерами. В конце войны его популярность в союзнических странах была столь велика, что на Западе говорили о том, что Жуков мог бы выиграть президентские выборы в Америке!
Мартин КАЙДЕН:
– Жуков нанес немцам больше потерь, чем любой другой военачальник или группа их во Второй мировой войне. В каждой битве он командовал более чем миллионом людей. Он вводил в дело фантастическое количество танков. Немцы были более чем знакомы с именем и сокрушающим мастерством Жукова, ибо перед ними был военный гений.
Документ
Из «Закрытого письма ЦК КПСС ко всем партийным организациям предприятий, колхозов, учреждений, партийным организациям Советской Армии и Флота, к членам и кандидатам в члены КПСС», 31 октября 1957 года:
«Ошибки и извращения в практике работы Министерства обороны, вскрытые Президиумом ЦК КПСС и собраниями партийных активов, показали, что у т. Жукова нет необходимых партийных качеств, что он не оправдал доверие Центрального Комитета, что руководство т. Жукова обучением и воспитанием войск отстало от уровня подготовки наших кадров, от современных задач Армии и Флота…
Тов. Жуковым проводилась линия на свертывание работы партийных организаций, политорганов и Военных Советов, на подрыв руководства и ликвидацию контроля над Армией и Военно-Морским Флотом со стороны партии, ее ЦК и Правительства. Именно в этих условиях т. Жуковым Г.К. было внесено предложение о ликвидации Высшего Военного Совета при Совете Обороны страны, в состав которого входят члены и кандидаты в члены Президиума ЦК КПСС, командующие войсками округов и флотами…
Игнорируя Устав партии, т. Жуков фактически запретил коммунистам Советской Армии обращаться в ЦК КПСС.
Таким образом, дело велось к тому, чтобы оторвать руководство армией от партии и установить единоличное диктаторство в Вооруженных Силах.
ЦК КПСС установил, что при личном участии т. Жукова в Советской Армии стал насаждаться культ его личности».
|