Пройдет она не только в Петербурге, а чуть ли не по всей России, заявляют люди в погонах. Якобы таким своеобразным способом обитатели «Крестов» собираются бороться за право пользоваться мобильными телефонами в камерах и играть в футбол на прогулках.
Люди, близкие к следствию, уверены: желание попинать мяч в тюремном дворике здесь ни при чем. Всему виной – смена руководства ГУФСИН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, а также уход от дел начальника петербургского следственного изолятора №1.
И как следствие – новые порядки, которые пришлись не по душе авторитетным сидельцам. Якобы по этой самой причине в половине пятого вечера 20 сентября несовершеннолетние подследственные выломали замки в прогулочном дворике и вырвались на крышу. Вскоре их примеру последовали другие подростки, и очень скоро компания из 17 малолеток стала буквально по кирпичу разбирать тюрьму и забрасывать камнями людей, проходивших под ее стенами. Два конвоира попытались загнать мальчишек в камеры, но были избиты и закиданы кусками кирпичей. Одному из них кирпич разбил голову. Сообразив, что подследственные вот-вот перемахнут с крыши через забор с колючей проволокой и окажутся на свободе, конвоиры доложили начальству: в тюрьме начался бунт.
Всё по-взрослому
Проезжавшие по Арсенальной набережной автомобилисты еще долго будут вспоминать прутья решеток, летевшие в лобовые стекла их автомобилей и сигнальную башню тюрьмы, охваченную пламенем. Пожарных, кстати, за ворота изолятора так и не пустили.
– А где гарантия, что зэки не выйдут на свободу под видом пожарных?! – рассуждали работники милиции, прикрывая головы от кусков арматуры, летевших на них с крыши изолятора.
На всякий случай правоохранительные органы перекрыли Арсенальную набережную, но тушить пожар решили собственными силами, предварительно выставив милицейский кордон вдоль тюремного забора. К зданию «Крестов» были подтянуты бойцы СОБРа, однако их помощь так и не потребовалась. Согласно официальной версии, новый начальник тюрьмы – Сергей Худорожков – силой убеждения заставил вернуться в камеры 17 разъяренных подростков, пятеро из которых находятся в СИЗО по обвинению в серьезных статьях УК РФ, в том числе – в убийстве и экстремизме.
По неофициальной версии, успокоить несовершеннолетних сидельцев удалось не ему, а авторитетному преступнику, ожидающему приговора суда в «Крестах». По слухам, вместо того чтобы поблагодарить сидельца за содействие и помощь, администрация изолятора упрятала его в камеру, где дожидаются суда фигуранты с предположительным пожизненным сроком. Что касается малолеток, то четверо из них были избиты и препровождены в другой изолятор.
– Мальчишки требовали предоставить им возможность играть в футбол во время прогулок, обеспечить камеры спорт-инвентарем – гантелями и штангами. Они жаловались на отсутствие теннисных шариков при наличии теннисного стола, требовали не ломать сигареты во время досмотра и не проверять поступающие им посылки, – рассказывает новый начальник Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Владимир Маленчук. – Также они требовали ослабить режим и предоставить возможность общаться с лидерами – «положенцами» (теми, кто решает споры между заключенными), чтобы иметь возможность с ними советоваться. Все эти требования и руководством ФСИН, и горпрокуратурой, проводившей проверку, признаны неправомерными.
Проверка на прочность
По словам Владимира Маленчука, бунт малолетних зэков никак не связан со сменой руководства «Крестов», произошедшей двумя неделями раньше. Хотя начальник ГУФСИН не отрицает, что новый начальник тюрьмы действительно ужесточил режим: в частности, изъял из камер заключенных около 200 мобильных телефонов, по которым зэки могли не только общаться с родственниками, но и оказывать давление на свидетелей. Согласно букве закона, сидельцы могут пользоваться телефонной связью, но только стационарной, которая прослушивается работниками правоохранительных органов, а не мобильниками, по которым можно передать на волю любую информацию.
Источники, близкие к следствию, не исключают, что бунт мог стать попыткой со стороны заключенных вернуть к исполнению обязанностей прежнего начальника управления ГУФСИН по Петербургу и области – генерала Заборовского. Заборовский лишился своей должности совсем недавно в связи с достижением пенсионного возраста. Его преемником стал Владимир Маленчук, ознаменовавший вступление в должность «закручиванием гаек». Якобы он пообещал заключенным перераспределение по камерам и тюрьмам. Кроме того, зэки не в восторге от отставки Александра Житенева, проработавшего в «Крестах» 35 лет, 10 из которых – в качестве начальника изолятора. Он тоже лишился должности, сразу после того, как в тюрьму №1 нагрянул московский десант во главе с замдиректора ФСИН Владимиром Семенюком, вроде бы для проверки документации, связанной со строительством нового изолятора. Какие нарушения удалось обнаружить подопечным Семенюка – останется тайной, но через пять дней после их посещения Житенев подал рапорт об отставке. Его примеру последовали еще несколько сослуживцев.
По слухам, отставкой Житенева кадровые перестановки в питерской ФСИН не закончатся. По неподтвержденным данным, сменить место работы придется одному из замов бывшего начальника «Крестов» – Сергею Полякову, начальнику оперчасти Андрею Баранчуку, начальнику одного из отделов собственной безопасности Ольге Тутаевой и начальнику оперуправления Сергею Князькину. Командир спецподразделения ГУФСИН Денис Седых уже остался без работы. Его подопечные, узнав об отставке командира, все, как один, ушли в отпуск, воспользовавшись правом, заработанным в «горячих точках». По этой причине взбунтовавшихся зэков приводили в чувство вовсе не «тайфуновцы», а бойцы СОБРа. Поговаривают, что к отдыхающему «Тайфуну» лично приезжал большой чиновник из Москвы с просьбой вернуться в строй, но те отказались.
Во ФСИН пока не могут ни подтвердить, ни опровергнуть данную информацию, но не исключают, что кадровые перестановки в «Крестах» действительно возможны. Также на официальном уровне отрицается версия бунта заключенных по причине назначения нового начальства. Заместитель директора ФСИН России Эдуард Петрухин считает, что взбунтовавшиеся зэки столь своеобразным способом проверяли на прочность нового начальника Федеральной службы исполнения наказаний по Петербургу и Ленинградской области Владимира Маленчука и нового директора «Крестов» Сергея Худорожкова.
Голодовки не будет?
По факту беспорядков в «Крес-тах» прокуратура уже возбудила уголовное дело по статье 321, часть 3 УК РФ (дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, совершенная организованной группой либо с применением насилия, опасного для жизни или здоровья), предусматривающей наказание от 5 до 12 лет лишения свободы. Внушительный срок, грозящий зачинщикам бунта, вовсе не усмирил их товарищей. В ближайшее время обитатели «Крестов» намерены провести длительную головку, которая, по слухам, спланирована авторитетами и лидерами преступной среды, находящимися на свободе, из неизвестных побуждений. По мнению родственников заключенных, причиной голодовки может стать плохое медицинское обслуживание в изоляторе, отсутствие горячей воды, плохое качество еды и тотальная проверка посылок, приходящих заключенным с воли.
– Вина моего сына еще не доказана, но его содержат в невыносимых условиях! Тюремные медики не могут обеспечить заключенных даже прос-тейшим обезболивающим – анальгином, все болезни тамошние медики лечат только зеленкой, – плачет мать 14-летнего подследственного. – Я ношу сыну передачки, но он их получает протухшими, потому что работники тюрьмы не спешат доставить их адресату. К счастью, хоть коек на всех хватает, правда, простыни и подушки выдают не всем.
Между тем в ГУФСИН уверены, что никаких новых беспорядков в «Крестах» не намечается. Выступая перед журналистами, Эдуард Петрухин опроверг информацию о готовящейся голодовке. А вот новый директор «Крестов» Сергей Худорожков, уверен в обратном.
– Нам стало известно из достоверных источников, что в следственном изоляторе №1 готовится акция массового отказа от пищи. Эта акция спланирована лидерами уголовно-преступной среды, которые на сегодняшний день находятся на свободе. Хочу сказать, что в отношении лиц, которые будут пытаться дестабилизировать обстановку в учреждении, мы прибегнем к мерам, предусмотренным нашим законом. Это применение физической силы, спецсредств и привлечение отряда особого назначения, – предупреждает Худорожков.
|