Любая активность нового премьера будет ограничена той ролью, которая уготована Виктору Зубкову в планах Владимира Путина. Если ему предстоит нечто большее, чем временное премьерство на переходный период, экс-финразведчик может стать полноценным премьер-министром, реально отвечающим за экономику страны. Ни при чем. Оценивать итоги работы Михаила Фрадкова и его кабинета не так просто, как может показаться на первый взгляд. С одной стороны, именно в последние годы экономика и государственные финансы находились в самой лучшей форме за всю постсоветскую историю России. Динамика ВВП остается вполне приличной, даже несмотря на торможение роста сырьевого экспорта. Об уровне инфляции в 9% премьеры 90-х могли только мечтать, как и о бюджетном профиците в 1,5 трлн рублей, золотовалютных резервах в $400 млрд с лишним и о еще многих результатах экономического курса последних лет.
Возможно, с точки зрения главы государства все это тянет на орден «За заслуги перед Отечеством» первой степени. Но едва ли справедливо вписывать имя Михаила Фрадкова в экономическую историю рядом с Франклином Рузвельтом или Петром Столыпиным. Практически всеми достижениями правительство обязано уникальной экономической конъюнктуре: в начале премьерства Михаила Фрадкова – внешней, а в последние год-два – еще и внутренней.
Михаил Фрадков ни разу не обозначил свою приверженность какой бы то ни было экономической доктрине. Он без особого стеснения признавался в том, что не слишком компетентен в вопросах макроэкономики. Он не раз выносил сор из избы, устраивая публичные пикировки с министрами экономического блока. Он регулярно давал понять, что вынужден работать не в команде, а просто руководить теми, кем приказано. Он делал все возможное, чтобы его имя не ассоциировалось с экономическим негативом, которого на его премьерский срок выпало немного. В проколах монетизации льгот виноват Михаил Зурабов, в банковском кризисе доверия 2004 года – Центральный банк, в инфляции – он же плюс Герман Греф. Обвинять Михаила Фрадкова в провале административной реформы и вовсе странно, поскольку этот проект был ему спущен из Кремля, что называется, «под ключ». Назначение двух вице-премьеров – Дмитрия Медведева и Сергея Иванова – несколько повысило ответственность правительства за экономические процессы в стране. Но премьер-министр как был в экономике ни при чем, так ни при чем и остался.
Закат «техники»? Виктор Зубков имеет определенные данные для того, чтобы функционировать в ином, более весомом качестве. Во-первых, у него за плечами длительный период доверительных отношений с президентом – он работал под началом Владимира Путина еще в мэрии Санкт-Петербурга.
Во-вторых, Виктор Зубков на должности ответственного за финансовый мониторинг был в экономике более влиятельной фигурой, чем Михаил Фрадков на должности постпреда России при ЕС. И сейчас в руках бывшего главы ФСФМ мощное оружие влияния на «хозяйствующих субъектов» – достаточно полная информация об их финансовых делах. Изначально Комитет по финансовому мониторингу создавался всего лишь ради выполнения Россией международных обязательств в рамках соглашений по борьбе с отмыванием грязных денег. Благодаря рвению Виктора Зубкова Россия в 2002 году была исключена из «черного списка» FATF. Но финразведчик не счел, что на этом его миссия выполнена. Так, в прошлом году ФСФМ провела около 8 тыс. финансовых расследований и направила в правоохранительные органы почти 4,3 тыс. материалов со сведениями о нарушениях на сумму примерно 770 млрд рублей.
О том, насколько хорош или плох может быть Виктор Зубков в случае получения им реальных полномочий по выработке экономической политики, сейчас судить практически невозможно. В его пользу говорит серьезный опыт работы в финансовой сфере. С другой стороны, все помнят, как в 2004 году Виктор Зубков подлил масла в огонь разгоревшегося кризиса доверия в банковской системе. Через четыре дня после отзыва лицензии у Содбизнесбанка он заявил, что ФСФМ подозревает в отмывании еще десяток кредитных учреждений. Тут же стали появляться разные «черные списки» подозрительных банков, что, мягко говоря, не способствовало оздоровлению обстановки.
В любом случае «техническое премьерство» уже в самом ближайшем будущем может проявить свою неэффективность. Слабые позиции главы правительства были терпимы, когда экономика работала, говоря языком торговых дипломатов, в режиме наибольшего благоприятствования. Однако сейчас страна вместе с остальным миром входит в зону экономической турбулентности. В этих условиях ее уже не может устраивать премьер-министр, избегающий ответственности и занимающийся аппаратными интригами вместо реформ.
Экономический баланс Виктора Зубкова
• Имеет экономическое образование (окончил Ленинградский сельскохозяйственный институт). Кандидат экономических наук.
• Разнообразный опыт руководства. Карьеру управленца начинал в сельском хозяйстве (заведующий отделением, затем – заместитель директора совхозов «Красная славянка» и «Раздолье» в Ленинградской области), но в 90-е годы ушел в налоговые органы. В конце 2001 года «дорос» до первого заместителя министра финансов и с тех пор курировал финансовый мониторинг.
• Добился исключения России из черного списка FATF (Международной группы по борьбе с отмыванием денег) в 2002 году.
• Имеет замашки «ястреба». В 2004 году способствовал обострению банковского кризиса недоверия.
• Практически неизвестен широкой публике, недостаточно публичен и потому малопредсказуем.
• Солидный возраст – 66 лет.
МИХАИЛ ФРАДКОВ: ИЗБРАННОЕ
Об экономической политике:
«Это должен быть тонкий инструмент. У кого-то – подъемный кран, у кого-то – телега, а у кого-то – лошадь».
«Дождемся, что ничего не будет. И ВВП не будет расти, а только хвостик от морковки останется, да и хвостик можно потерять».
О работе министров:
«Жуют, жуют, а когда выплюнут – неизвестно».
«Тупить и лопушить – не наш девиз сегодня. Лузеров из нас делать не надо».
О технологической политике:
«Меня тоже от комиссии тошнит, но я сижу тут как долдон, ищу и жду, когда листики проклюнутся на оголенном дереве, а ведь для этого поливать надо, трясти».
«Нанотехнологии и энергосбережение – это два индикатора, которые каждый день должны в глаза слепить – в один и во второй глаз. И никакими темными очками тут не закроешься».
О собственности на объекты культурного наследия:
«Не надо лежать на сене, которое имеет тенденцию превращаться в солому и когда-нибудь кольнуть».
О прогнозе экономического роста:
«Удвоение ВВП... кто-то... не кто-то, а президент дал нам этот интегральный показатель, который позволяет копнуть на два штыка вниз. А мы прогнозами щупаем, щупаем, но удвоения ВВП нет... Надо щупать так, чтобы результат был и дети появились».
Об управлении водным комплексом:
«Все время хочется какую-то координацию запихнуть в какой-то орган. Я ищу этот орган, но найти его не могу».
О сельском хозяйстве:
«И пора уже брать птицу за рога, и иметь нашу, отечественную курицу дешевле».
|