Отставка кабинета немедленно породила волну споров о том, кто из министров не сможет вернуться к работе после назначения нового премьера. В числе тех, кому пророчат «переход на другую» работу, естественно, оказался и министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов, удостаивавшийся не только критики от депутатов Госдумы и глав регионов, но и прямых упреков от президента Путина. Г-н Зурабов действительно был, наверное, самым непопулярным членом правительства Михаила Фрадкова. Причем его в равной степени недолюбливают и рядовые граждане, посещающие районные поликлиники и городские больницы, и представители партии власти, наделенные депутатскими мандатами. Слухи о его увольнении возникали задолго до отставки г-на Фрадкова, но всякий раз министру удавалось их быстро опровергнуть и заверить своих политических оппонентов в том, что терпеть его им придется еще долго.
Накануне отставки правительства два министра уже бывшего кабинета -- глава Минобразования и науки Андрей Фурсенко и Михаил Зурабов выступали с докладами перед депутатами Госдумы и рассказывали о «творческих планах», но вчера уже стало ясно, что, возможно, реализовывать их будут совсем другие люди.
Кто будет выполнять данные обещания и заканчивать реформу здравоохранения, начавшуюся несколько лет назад, сегодня гадают все -- депутаты, чиновники, бизнес-круги. Единство наблюдается только в одном: без г-на Зурабова комбинированного министерства быть не может. Все прогнозируют, что Минздравсоцразвития разделят на два профильных ведомства -- Министерство труда и социального обеспечения и Минздрав. Кандидатур на должность будущих министров называют множество -- от главы Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию («Росздрав») и известного кардиолога Юрия Беленкова до молодого и энергичного заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Андрея Младенцева, которого на должности руководителя здравоохранения хотело бы видеть фармацевтическое лобби. «Но скорее Андрей Младенцев может возглавить новое Федеральное агентство по медицинской промышленности», -- предполагает заместитель главы комитета по образованию и науке Госдумы академик Сергей Колесников, также занимающий пост члена президиума Российской академии медицинских наук (РАМН). Кстати, президент этой отраслевой академии Михаил Давыдов, часто и жестко критиковавший г-на Зурабова, вчера комментировать отставку своего старого оппонента категорически отказался.
Вне зависимости от того, на ком остановит свой выбор будущий премьер-министр, проблемы, которые придется решать новому министру здравоохранения, уже очевидны. «Сейчас надо исправлять ошибки и зализывать раны», -- считает г-н Колесников. По его мнению, одной из самых больших ошибок Михаила Зурабова была затея с высокотехнологичными медицинскими центрами: «Куда было торопиться? Их строят в чистом поле. Нет кадров и инфраструктуры». Будь депутатская воля, строительство 14 подобных объектов (два из них должны быть сданы уже в следующем году) вообще стоило бы прекратить. Но решать все же будут чиновники. Юрий Крестинский, еще две недели назад возглавлявший департамент в Минздравсоцразвития, но отправившийся в отставку по непонятным причинам, уверен, что высокотехнологичные центры построены будут в полном объеме -- финансирование-то уже выделено. А в намеченные сроки, по его мнению, уложиться уже будет сложно. «В случае кардинальной смены команды ввод объектов в строй затянется», -- сказал г-н Крестинский «Времени новостей».
Но самой большой проблемой, с которой столкнется новое руководство Минздрава, он назвал злополучную программу дополнительного лекарственного обеспечения льготников. «На данный момент нет методических руководств для руководителей регионов, которые впервые сами должны обеспечить завоз препаратов по программе ДЛО. Кризис лекарственного обеспечения придется на декабрь 2007 -- март 2008 года, то есть на период между думскими и президентскими выборами, что может привести к серьезным социальным взрывам в небольших и небогатых регионах», -- уверен Юрий Крестинский.
|