Опальный олигарх Борис Березовский вчера наконец впервые предстал перед российским судом. Произошло это, правда, заочно -- сам Березовский, как известно, давно живет в Лондоне, и российские власти несколько лет безуспешно пытаются добиться его выдачи от Великобритании. Процесс проходит в Савеловском суде Москвы, который ранее уже рассматривал дело в отношении других фигурантов скандальной истории о хищении средств авиакомпании «Аэрофлот». Поскольку почти все они были признаны виновными, Генпрокуратура посчитала, что вина Бориса Березовского также не подлежит сомнению, и судить его вполне можно и без его личного присутствия.
Борис Березовский уже давно стал для отечественных силовиков одной из самых одиозных фигур -- по количеству и «качеству» выдвинутых против него обвинений олигарх, пожалуй, уже не имеет себе равных в России. Однако первый процесс над таким выдающимся человеком начался без помпы, по-деловому уныло. На вчерашнем заседании прокурор зачитал обвинительное заключение, после чего суд приступил к исследованию доказательств.
Олигарху предъявлено обвинение в «хищении денежных средств путем мошенничества в крупном размере организованной группой» и «легализации похищенных средств». По данным следствия, все операции с деньгами «Аэрофлота» г-н Березовский совершал через подконтрольные ему швейцарские фирмы «Андава" и «Форус». Схема хищения, по версии Генпрокуратуры, была проста. «Форус» якобы предоставила авиакомпании кредиты и заключила с ней соглашение, по которому, если «Аэрофлот» не мог вовремя расплатиться, «Форус» мог сам списывать деньги со счетов «Андавы», которая аккумулировала свободные средства авиакомпании. Как считает следствие, руководство «Аэрофлота» умышленно не отдавало долги, в результате чего коммерсанты списывали с авиакомпании долги вместе с крупными штрафами. В итоге, по данным следствия, обвиняемому удалось похитить около 40 млн. долларов.
После оглашения обвинительного заключения государственный адвокат Березовского (сам олигарх запретил своим защитникам участвовать в этом процессе, назвав его «фарсом») Александр Дудкин заявил, что не считает вину его подзащитного «доказанной». «К обвинению отношусь крайне негативно. Не были представлены доказательства того, что Борис Абрамович виновен. Надеюсь, что, допросив наших свидетелей -- около 14 человек, -- нам удастся установить истину в этом деле», -- отметил он.
Дело «Аэрофлота» началось в 1999 году. По данным следствия, сотрудники авиакомпании -- замгендиректора Николай Глушков, главный бухгалтер Лидия Крыжевская и коммерческий директор Александр Краснекер (уголовное преследование в отношении него было прекращено в связи с его смертью), а также руководитель Финансовой объединенной корпорации (ФОК) Роман Шейнин убедили тогдашнего гендиректора «Аэрофлота» Евгения Шапошникова в необходимости «концентрировать» свободные валютные средства компании на счетах швейцарской фирмы «Андава», основным акционером которой был Березовский. В итоге в период с 1996 по 1997 год более чем из 70 зарубежных представительств «Аэрофлота» на счета швейцарской фирмы поступило 252 млн долл. 40 млн из той суммы были похищены при помощи сложной системы взаимных платежей, в которой участвовала компания «Форус».
В 2000 году все участники этой истории, за исключением Березовского, были арестованы, и в марте 2004 года им был вынесен первый приговор. Тогда суд решил, однако, что в данном случае имело место не мошенничество, а лишь злоупотребление полномочиями и невозврат валюты из-за границы. В связи с этим менеджеры получили незначительные сроки и были освобождены от наказания за истечением срока давности или по амнистии. Но такой приговор не устроил ни одну из сторон, и в июне 2004 года Мосгорсуд направил дело на новое рассмотрение. Летом 2006 года тот же Савеловский суд признал бывших сотрудников «Аэрофлота» виновными уже в мошенничестве. Но и тогда они были приговорены к условным срокам. Впрочем, очевидно, к самому Борису Березовскому, которого следствие считало организатором этой аферы, такая снисходительность проявлена вряд ли будет.
|