Банк "Русский стандарт", один из лидеров на рынке потребительских кредитов (второй после Сбербанка РФ по объему их выдачи), в последнее время оказался под прицелом контролирующих органов. В связи с этим банк пошел на ряд беспрецедентных мер. С 15 августа 2007 года отменены ежемесячные комиссии по всем кредитам, предоставляемым банком (плата за обслуживание счета и комиссии за расчетное обслуживание). При реструктуризации просроченных кредитов банк не будет взимать плату за пропуск платежей и неустойку. И еще он прекратит переуступку прав требования к гражданам в Агентство по сбору долгов - структуру, родственную банку, которой обычно передаются просроченные на три-четыре месяца долги.
Но самое любопытное заключается в том, что сообщила о решении банка не его пресс-служба, а Генеральная прокуратура. Что наводит на определенные размышления.
Первые неприятности у "Русского стандарта" начались еще в декабре 2004 года, когда его действиями на рынке потребительских кредитов заинтересовалась Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и возбудила первое в России дело о недобросовестной конкуренции между кредитными организациями. Тогда речь шла о том, что банк выдает потребительские кредиты, обещая гражданам сравнительно низкие ставки, чтобы опередить конкурентов, а после оформления кредита выясняется, что приходится вносить дополнительные платежи, порой вдвое увеличивающие эффективную ставку кредита. Но поезд уже ушел: кредит взят и платить приходится. С этого случая и началась борьба ФАС и Центробанка за раскрытие эффективных кредитных ставок (см. "МН" N 31, "Процент с сюрпризом").
В нынешнем году "Русский стандарт" оказался в поле зрения правоохранительных органов. В июне Генпрокуратура распространила сообщение о том, что к ней "поступают многочисленные обращения граждан о нарушениях их прав при заключении договоров потребительского кредитования с банковскими организациями" и что "наибольшее количество обращений связано с деятельностью закрытого акционерного общества "Банк "Русский стандарт" при оказании услуги кредитования физических лиц.
Как выяснилось, гражданам по почте рассылались кредитные карты банка с предложением их активации по телефону на выгодных условиях. При этом, как следует из заявления проверяющих органов, "полная и достоверная информация о предоставляемой услуге и последствиях ее заключения до потребителя не доводится, а реальная процентная ставка за пользование кредитом оказывается в несколько раз выше заявленной". Кроме этого, на потребителя возлагается обязанность по открытию банковского счета, за обслуживание которого взимаются дополнительные платежи, вводятся штрафные санкции за пропуск очередного платежа по погашению кредита, комиссия за кассовое обслуживание и так далее. Все это "нагружает" кошелек клиента так, что он оказывается буквально в кабале у банка.
29 июня Генпрокуратура направила поручения руководителям Центробанка, ФАС и Федеральной службы по финансовому мониторингу проверить "Русский стандарт" и принять меры по защите прав граждан. В результате в августе на "беседу" в Генпрокуратуру был вызван председатель совета директоров банка Рустам Тарико, которому, как сообщается, было "предложено прекратить практику нарушения прав граждан при предоставлении потребительских кредитов".
Отказаться от этого предложения г-н Тарико по понятным причинам не смог - и уже 8 августа совет директоров банка принял процитированные выше решения. Между тем по состоянию на 1 июля у банка накопилось на 3,5 млрд рублей невозвращенных кредитов - около 8% от выданного объема. А исполнение объявленных мер, по оценкам экспертов, оставит "Русский стандарт" примерно без половины его доходов.
Проблемы банка и претензии проверяющих органов понятны. А вот принятое решение выглядит странно. Если банк нарушил антимонопольное законодательство - ФАС должна была возбудить дело. Если введение банком комиссионных платежей и платы за просрочку кредита незаконны - это должна сделать прокуратура. Но не произошло ни того, ни другого - возможно, потому, что формальных нарушений просто нет, а заставить банк снизить платежи, видимо, хотелось. Ведь еще в прошлом году президент Владимир Путин заявлял, что банковские услуги должны стать более доступными для населения. Так что, вполне возможно, что таким образом дан "сигнал" и другим банкам, работающим на рынке потребительских кредитов, чтобы они снизили платежи, не дожидаясь, пока их вызовут в Генпрокуратуру и вежливо сделают предложение, от которого они тоже не смогут отказаться.
|