Направление Москва - Петербург - одна из самых оживленных железнодорожных веток в России. Именно на этой трассе в глухой местности, среди болот и чахлого ельника сошел с рельсов фирменный поезд № 166 «Невский экспресс». В вагонах ехал 231 пассажир. Перегон в районе Черной речки, в 17 километрах от небольшого городка Малая Вишера, 166-й проходил точно по расписанию - в 21.35. Скоростной экспресс был заполнен меньше чем наполовину - был понедельник. Поезд считается фирменным, и билеты на него стоят недешево (минимум 2800 рублей за сидячее место). Крейсерская скорость в 190 км/час. И на этом участке поезд, тоже согласно графику, шел на скорости 190 километров в час. Три секунды Все произошло мгновенно, ни пассажиры, ни проводники даже не успели понять, что случилось. - Мне показалось, будто состав подскочил как жеребец, - вспоминает проводник последнего, 12-го вагона Андрей Власов. - Шутка ли, со 190 км в час мы за три секунды сбросили скорость до нуля - это были космические перегрузки! Причину аварии эксперты назвали почти сразу - теракт. Это страшное слово народ не слышал слишком долго, чтобы сразу и безоговорочно поверить в случившееся. К тому же после участившихся в последнее время авиакатастроф железная дорога казалась наиболее безопасным способом передвижения. Увы... Удар пришелся в центр состава
Всего в поезде было 12 вагонов. Взрыв раздался под 6-м.
Ударная волна прошлась по составу неравномерно. Первые четыре вагона успели проскочить зону разрыва, поэтому остались стоять, почти невредимыми были и последние части состава. А вот 5-му, 6-му (это вагон-ресторан) и 7-му вагонам не повезло - ударная волна завалила их набок. Именно поэтому в середине «Невского экспресса» спасатели обнаружили больше всего пострадавших (трава вокруг места аварии даже под утро была в сгустках крови). На три покореженных вагона страшно взглянуть: рессоры полопались, массивные колеса отлетели в сторону, деталями 166-го усыпана вся территория на протяжении ста метров. - Мы не почувствовали какого-то запаха, а вот в первых вагонах народ уловил, что запахло горелым, - сообщила проводница. - Мысль о бомбе как-то сразу пришла в голову, вон людей до сих пор потряхивает от страха. Говорят, взрыв был под вагоном-рестораном. Очевидцы рассказывают, что из искореженного состава напуганные пассажиры бежали на автотрассу. За кем-то приехали родственники на машинах, кого-то подкинули местные жители. Из-за этой путаницы списки пострадавших спасатели уточняют до сих пор. Без жертв, но раненых много
У Ольги Банитюг все будет хорошо, уверяют врачи. Девушка улыбается и уже попросила принести зеркальце... В центральную районную больницу Малой Вишеры привезли 25 человек. Всю ночь доктора перевязывали раненых: - Серьезных немного, в основном у пассажиров поезда ранения средней степени тяжести - порезы, ушибы, переломы ключиц и бедер, - рассказал нам дежурный врач Александр Журавлев. - Четырех пострадавших с подозрениями на черепно-мозговую травму на реанимобилях отвезли в Петербург. Во время аварии 29-летняя жительница Петербурга Ольга Банитюг была в вагоне-ресторане, возможно, поэтому Оля пострадала сильнее других. Она получила тупую травму живота. Сейчас в реанимации. Часть пассажиров после перевязки сразу отправили домой. В Петербург народ везли на автобусах и электричках. Их встречали на Московском вокзале и сразу же развозили по больницам. Что это была за бомба? Место трагедии всю ночь обследовали криминалисты и кинологи с собаками. Оперативники исследовали воронку и пытались определить состав взрывчатки. Однако даже к утру сделать этого не удалось. - Точно можно сказать одно. Крушение поезда произошло в результате применения неизвестными самодельного взрывного устройства мощностью 2 кг в тротиловом эквиваленте, - сообщил журналистам начальник управления Генпрокуратуры Северо-Западного федерального округа Сергей БЕДНИЧЕНКО. - Уголовное дело было возбуждено по статье 205 Уголовного кодекса РФ - «терроризм». Работы на ветке не закончились даже под утро. Съехавший поезд раскурочил 250 метров полотна, которое ремонтники пытались заменить на новое, чтобы наладить движение по ветке. Узнав о происшествии, Президент России Владимир Путин попросил главу ФСБ Николая Патрушева держать его в курсе событий. Мост, перед которым и была заложена мина. ЧТО СПАСЛО СОСТАВ? Поезд спасла большая скорость («Невский экспресс» выжимал на этом участке все 190 км в час) и умелые действия машиниста. Мужчина, почуяв неладное, резко дернул стоп-кран, громадная махина своим весом буквально вспорола железнодорожное полотно, состав тормозил так, что рельсы дымились еще спустя два часа после ЧП. Поезд по инерции проехал весь мост, раскрошив шпалы и погнув рельсы, и остановился по другую сторону моста. От большого количества жертв спасло то, что вагоны увязли в раскрошившихся бетоне и щебенке. Вагоны сошли с полотна, некоторые завалились набок, но самого страшного удалось избежать - поезд удержался на насыпи и не свалился в овраг. СПРАВКА «КП» «Невский экспресс» «Невский экспресс» - один из самых быстрых поездов, курсирующих между Москвой и Петербургом. Он развивает скорость до 200 км/час. Время в пути всего 4,5 часа. Поэтому состав пользуется особой популярностью у бизнесменов: сразу после рабочего дня они садятся в вагон, а в 11 вечера уже приезжают домой. Билеты на этот поезд одни из самых дорогих: 2890 рублей стоит I класс, 2300 - II класс. В поезде нет полок, с которых можно упасть: все пассажиры сидят в мягких креслах. В первом классе это купе на 6 человек с двумя телевизорами, по которым можно смотреть кино. Во втором классе места расположены, как в самолете, только половина кресел повернута против хода движения поезда. Под потолком также висят телевизоры.
ХРОНИКА ЧП 21.35. Происходит взрыв неизвестного устройства под шестым вагоном поезда «Невский экспресс». 21.40. Проводники начинают эвакуацию людей из вагонов. Люди ловят попутки на трассе, пытаясь добраться до ближайшей больницы. 21.43. В штабе МЧС по Новгородской области раздался звонок с мобильного телефона. Взволнованный голос (видимо, это был один из пассажиров) сообщает спасателям, что поезд Москва - Санкт-Петербург сошел с рельсов, несколько вагонов опрокинуты, есть задымление. 22.10. На место отправляется первый отряд МЧС. 22.30. ДПС и спасатели начинают перевозить людей в больницу Малой Вишеры, где открывается временный госпиталь. 23.00. Из-за закрытия железнодорожного участка на Московском направлении скапливается огромная пробка из поездов и электричек. 23.45. Продолжается эвакуация людей из экспресса. 0.30. К месту крушения со станции Окуловка приезжают первые бригады ремонтников, начинается разбор состава. Действуют походные кухни. 0.40. Подошел электропоезд, который забрал оставшихся пассажиров и увез в Петербург. 1.25. Криминалисты находят осколки взрывного устройства, звучит версия о теракте. 2.00. Поезда пущены по обходному направлению. Помощь пришла быстро. Но от этого шокированным пассажирам было не легче. СВИДЕТЕЛЬСТВО ОЧЕВИДЦА Проводник вагона № 12 Андрей ВЛАСОВ: - До Питера оставалось ехать около часа. В моем самом последнем вагоне было четырнадцать человек. Проезжая мост, мы внезапно услышали хлопок и почувствовали сильный толчок. Затем поезд резко затормозил. Удар был настолько сильный, что летело все подряд. Люди падали на пол, кто-то ударился о стену. Я успел схватиться за поручень и изо всех сил держался руками, чтобы не упасть. Но ударная волна была настолько мощная, что меня просто вынесло вперед. Людей, конечно, охватила паника, все испугались. Все это происходило в считанные секунды. Когда все стали приходить в себя, мы начали эвакуировать людей. Выбравшись на улицу, увидели, что середина поезда просто разворочена. Стало понятно - что-то взорвалось под поездом в районе шестого вагона-ресторана. На земле я увидел воронку, при этом ничего не горело. Вокруг стонали и плакали женщины. Мы старались им помочь, пока не приехали спасатели...
|