Как только в российских и зарубежных СМИ стал разгораться скандал, связанный с более чем странным прекращением следствия по делу швейцарской компании "Мабетекс", самые смелые гадания коллег меня не задевали - еще в середине ноября в статье "Существует ли секретное соглашение между прокурорами России и Швейцарии" ("Новая газета" № 65) мы предсказали события, о которых теперь столько гаданий.
Напомню, о чем тогда я вел речь, вернувшись из Женевы и Берна: 15-16 сентября на переговорах в Москве генеральные прокуроры России - Владимир Устинов и Швейцарской Конфедерации - Валентин Рошахер в беседе с глазу на глаз заключили строго конфиденциальное соглашение. Само собой разумеется, этот документ нигде не публиковался и никто из высоких подписантов о нем и словом не обмолвился.
Как этот не для чужих глаз текст у меня оказался - вопрос зряшный, поэтому сразу о сути: прокуроры в Москве творят, что хотят, в Берне этого не замечают, обиды друг на друга держат в себе и - молчок. Пункт 4-й протокола просто прелесть, не удержусь привести его еще раз: "Стороны намерены предоставить друг другу свободу действий в расследовании уголовных дел и отдельных эпизодов, касающихся граждан только своих стран".
Начальник Центра информации и общественных связей Генпрокуратуры России Л. Трошин назвал написанное мною слухами и домыслами, а вот его коллеге в Берне Хансйоргу Видмару пришлось тяжелее. Швейцарская журналистка Сильви Арсевер из женевской Le Temps в статье "Московская газета рассказывает о секретном соглашении между российскими и швейцарскими прокурорами" спросила г-на Видмара: "На самом ли деле в ходе встречи генпрокуроров обсуждались аспекты, на которые ссылается "Новая газета"?" Пресс-секретарь ответил: "Если они обсуждались, то вскользь".
В Генпрокуратуре России договоренность с капризными партнерами стали претворять тут же. В конце октября следователь по делу "Мабетекса" Руслан Тамаев ни с того ни с сего делает немыслимое заявление: так называемый счет Dean-S, который якобы подписывали Ельцин и Бородин, - фальшивка. Так ему доверительно сообщили из Швейцарии. Господи, год с лишним Генпрокуратура России по поводу этого окаянного счета помалкивала, а теперь вдруг прозрела. И кто именно из Швейцарии сообщил Тамаеву столь невероятную новость? Вовсе не его коллеги из тамошней прокуратуры, не следственные судьи Даниэль Дево или Каспер-Ансермет, еще недавно доказательно убежденные в подлинности счета. Добрую весть Тамаеву прислали из "Банко дэль Готардо" - того самого, где, кстати, этот счет был открыт.
В той же статье я сделал вывод, который спустя месяц полностью подтвердился: "Фокус со счетом значит только одно: ничто не мешает тому же Тамаеву без помех из Берна и вовсе прикрыть дело "Мабетекса". Ну как в воду глядел: 13 декабря Руслан Тамаев собрал журналистов на редкий в наши дни брифинг. Голос его дрожал, лицо покраснело, глаза сияли: "Дорогие коллеги, друзья, дело, о котором долгое время шел разговор в средствах массовой информации, производством прекращено. Решение о прекращении уголовного дела "Мабетекса" вынесено 8 декабря текущего года. Основание - пункт 20 статьи 5 УПК РСФСР: за отсутствием в действиях состава преступления".
Герой дня едва не выжал из слушателей слезу, когда посетовал, что невозможно установить почерк Бородина в связи с тем, что документы из Берна плохо читаются.
Милый мой генерал, чего же это вы меня не позвали читчиком - добрую сотню факсов из Женевы и Берна я уже перелопатил, нигде не споткнулся, а уж ксероксы, которые попадали мне в руки, - чудо что за бумаги были: читать их одно удовольствие. Что же это вам такую бяку подсунули, что и не сообразишь, какие литеры швейцарцы наляпали?
А вот теперь мне уже не до шуток - следователь Тамаев то ли спешил не в меру, то ли кто его напугал до смерти, но сработал он топорно и скверно, не понимая даже, в какую ловушку себя загоняет. Это что, не он 7 декабря на месяц продлил срок следствия по делу "Мабетекса" - дескать, осталось еще много документов, которые надо изучить? Это не он говорил в тот день "Интерфаксу", что недавно получил из Швейцарии новые документы, связанные с деятельностью компании "Мабетекс"?
Тут уж вообще чертовщина сплошная - у человека уйма бумаг, собранных швейцарскими коллегами, месяц на их изучение сам себе даровал, и вдруг на тебе - ровно через день дело прекращено!
Я многое бы отдал, чтобы узнать, что случилось либо 7 декабря вечером, либо 8-го утром: кто позвонил, кто позвал и дал команду прикрыть и дело "Мабетекса", и всю болтовню о какой-то там коррупции в высших эшелонах власти России.
Не менее любопытно было бы узнать, почему это Генпрокуратура так нянчится с милыми власти подозреваемыми и в упор не видит тысячи других, годами без вины и приговора сидящих в тюремных застенках? Почему только что отсидевший в СИЗО "японский шпион" Пасько снова должен пройти адов круг допросов и очных ставок и каждый день ждать молодцов из ФСБ с наручниками и постановлением на еще один арест?
В любом из пяти московских СИЗО назовут сотни фамилий людей, которых со дня ареста месяцами не допрашивают, лишают переписки, не дают свиданий.
Не будем наивными - если этих бедолаг продержать за решеткой год-другой, то начальство гневаться не станет. Если, напротив, броситься их спасать и, коли того заслуживают, признавать невиновными - тоже проку никакого, одна морока.
Это вам не Гусинского по Европе гонять! Оказался Тамаев послушным, прикрыл дело на милых Кремлю товарищей - сразу из следователя превратился в начальника. Он теперь первый заместитель начальника управления по расследованию особо важных дел.
Самое интересное - Генпрокуратура Швейцарии, поспешившая вынести обвинительное заключение по фигурантам "Мабетекса", высказалась о московском скандале более чем сдержанно: ее интересуют только "...мотивы, по которым власти РФ решили прекратить следствие". Ни возмущения, ни протестов. Как того и требует соглашение, о котором я писал в "Новой газете".
|