В субботу вечером боевики демонстративно напали на горное чеченское село Ца-Ведено (Красное Ведено). Убиты трое — трехлетний Артур Эшиев, его дядя Ахмед и Зелимхан Джабиров. В селе сожжены три дома милиционеров, избиты их родственники. Боевики скрылись. А власть, вместо того чтоб защищать людей, занималась отчетностью.
3 августа на открытии кадетского корпуса в Центорое Рамзан Кадыров заявил, что к концу года “ни одного боевика, или, как мы их называем, шайтана, в Чечне не останется”. Спустя двое суток боевики дезавуировали заявление чеченского президента. Надругались над селом, стоящим под самым носом у власти, в четырех километрах от райцентра Ведено. Причем вполне оправдали звание “шайтанов”: пришли из тьмы, не торопясь сделали свое дело — и растворились во тьме, как злые духи.
Отчет Кадырова
Активизация боевиков в Чечне идет с весны. С тех пор Кадыров и бандиты регулярно бросают друг другу вызов. Однако положение Рамзана куда сложнее, чем у боевиков. Он должен не только их уничтожать, но и одновременно имитировать мирную жизнь в республике. Блокпосты и мирная жизнь несовместимы. Но на месте демонтированных федеральных постов боевики выставляют свои летучие дозоры. Горные села без БТРов выглядят вполне мирно, но остаются совершенно не защищенными от ночных налетов.
Кадыров в Центорое сказал именно то, что и должен был сказать. То, что он сильнее боевиков. Потому что слабый Кадыров станет ненужен ни чеченцам, ни федералам. Боевики не упустили момент поймать Рамзана на слове и в ночь на воскресенье пришли в Ца-Ведено.
Отчет боевиков
Вряд ли боевики собирались убивать гражданское население. Очевидно, что целью их налета были милиционеры — оперативник Веденского РОВД Юсуп-Хаджи Сатовханов и военнослужащий внутренних войск Сайхан Гацаев. Не застав жертвы, боевики вытолкали их родственников на улицу, а дома сожгли. Местные жители утверждают, что немедленно сообщили о происшествии в райцентр по мобильной связи. И это тоже входило в планы боевиков. На въезде в село бандиты устроили засаду, чтобы расстреливать милиционеров, которые поспешат селянам на помощь. От райцентра до села четыре километра — пять минут езды. Такая тактика широко применяется боевиками уже три года. Так они действовали в июне 2004-го при нападении на Ингушетию и на чеченское село Автуры. Так они действовали и при нападении на Грозный в августе 2004-го. Сначала создавали шум, а потом методично расстреливали поспевающую подмогу. При этом боевики мимикрировали под спецназ, стояли на дороге, проверяли документы и расстреливали всех, кто предъявлял служебные удостоверения. Видимо, такой же план был у боевиков и на этот раз. Спалив дома, они ждали тех, кто поспешит на выручку. Однако милиционеры не попали в эту ловушку. Местные жители говорят, что боевики “действовали не торопясь”. Но ни военные, ни милиционеры в селе в ту ночь так и не появились.
Но именно в это время Зелимхан Джабиров на своем “Мерседесе” вез в Ведено Ахмеда Эшиева с трехлетним племянников Артуром. Их-то, наверное, и приняли за милиционеров и расстреляли из засады. Никакого другого смысла в этом зверском убийстве не просматривается.
Отчет пресс-центра
Меньше чем через сутки и.о. начальника объединенного пресс-центра оперативного штаба в Чечне Дмитрий Никифоров раскрыл “Коммерсанту” подробности нападения: “Банда, состоящая предположительно из десяти человек, действовала, разбившись на две группы: одна отправилась по домам сотрудников, вторая осталась у въезда в Ца-Ведено... По нашим данным, банду возглавлял выходец из Ца-Ведено Турпал-Али Джамалханов... Этот 17-летний бандит за покушения на сотрудников милиции был объявлен в розыск еще в 2005 году”.
После этого заявления пресс-центра картина выглядит более оптимистично. Да, отдельные боевики еще скрываются в горах, но власть знает их всех поименно и наперечет, отслеживает все их передвижения и уничтожит “шайтанов” к концу года. На самом деле слова Никифорова выглядят блефом. На сегодняшний день в Веденском районе зафиксировано семь бандитских групп общей численностью до 60 человек. Одной из них действительно руководит Турпал-Али Джамалханов, уроженец Ца-Ведено. По оперативной информации, в его банде не более шести человек. И наверняка при налете на Ца-Ведено банда Джамалханова, если она действительно там была, действовала совместно с какой-то другой бандой. Но Никифоров называет только Джамалханова, потому что из всех главарей бандгрупп Веденского района Джамалханов единственный, кто прописан в Ца-Ведено. Для отчета перед журналистами пресс-центр просто использовал старые разведданные группировки и назвал фамилию не того, кто действительно совершил преступление, а того, кто в принципе мог его совершить. Так при поиске сексуального маньяка первым делом проверяют всех судимых за изнасилование. Вообще-то среди оперов использование закрытой оперативной информации для отчета перед прессой считается дурным тоном. Не для этих целей ее собирают. А в том, что Никифоров плохо представляет того, о ком говорит, свидетельствует следующий факт. Турпал-Али Туркоевичу Джамалханову на самом деле не 17 лет, а 27. Видимо, база данных, в которую залезли пропагандисты, была напечатана мелким шрифтом — и штабные толком не разглядели графу “год рождения”. Написано “1980-й”, а увидели “1990-й”. Так и появляются на свет “эти 17-летние бандиты”.
|