Свидетель отравления Александра Литвиненко официант Норберто Андрэйд рассказывает, что, когда он принес заказ бывшему офицеру ФСБ и его коллегам Андрею Луговому и Дмитрию Ковтуну, его умышленно отвлекли, чтобы убийца получил возможность добавить радиоактивный полоний в чайник с зеленым чаем.
Старшему бармену Pine Bar в отеле Millennium Норберто Андрэйду 67 лет, из них 27 он проработал в отеле. Он поясняет, что следователи обнаружили радиоактивный след полония на картине - как раз над тем местом, где сидел Литвиненко. Это подтверждает версию о том, что полоний попал в чайник с помощью спрея.
О событиях 1 ноября 2006 года Андрэйд рассказал в интервью The Sunday Telegraph. «Когда я нес на этот столик заказанный джин с тоником, мне загородили дорогу. Я не мог разглядеть, что произошло, но, по всей видимости, это было сделано нарочно. Из-за этого я не мог поставить заказ на стол, - вспоминает он. - Это был единственный момент, когда что-то могло произойти. Думаю, что как раз тогда полоний с помощью спрея попал в чайник. Поскольку следы заражения были обнаружены на картине, висящей над Литвиненко, а также на столе, стуле и даже на полу, наверное, это был спрей».
Андрэйд, родом из Брентвуда, графство Эссекс, также рассказал о том, как сам чуть не стал второй незапланированной жертвой убийцы. Вскоре после того как трое мужчин покинули бар, Андрэйд убирал со стола. Тогда он заметил, что содержимое чайника имело странный цвет.
«Когда я вылил остатки чая в раковину, мне показалось, что чай выглядел слишком желтым и каким-то густым. Все это было очень странно, - вспоминает он. - Я смыл остатки чая водой, а заварку вывалил в мусорное ведро. Мне повезло, что я не подносил пальцы ко рту или к глазам, ведь я тоже мог отравиться».
«Почти три недели мы работали в помещении, зараженном радиацией. Машина для мытья посуды, стойка бара, раковина - на всем оказались следы полония. Спустя несколько недель после инцидента у меня внезапно поднялась температура и болело горло. Нам сказали, что мы тоже заразились. Больше всего я беспокоился о своих внуках. Они засыпают у меня на коленях, когда их привозят навестить меня по выходным. Это меня очень разозлило. Они ведь могли и других людей отправить на тот свет. Человеческую жизнь они ни в грош не ставят», - возмущается Андрэйд.
Инцидент сказался на его здоровье. С тех пор как он услышал про смерть Литвиненко, у него начались ночные кошмары. Врачи сказали, что из-за воздействия радиоактивного полония у него возросли шансы на развитие раковой опухоли. Он также опасается за здоровье своей жены Валери и внуков - трехлетнего Гарри и четырехлетнего Джорджа.
По иронии судьбы Андрэйд сыграл важную роль в заговоре, который вполне мог лечь в основу сценария шпионского триллера. Он рассказал, что в прошлом ему приходилось обслуживать продюсера фильмов о Джеймсе Бонде Кубби Брокколи, умершего в 1996 году, а также Шона Коннери и Джорджа Лазенби, которые играли агента 007.
«В то время вместо бара был ресторан, и Брокколи приводил с собой Шона Коннери и Джорджа Лазенби. А теперь в этом же баре я стал свидетелем сцены из жизни Джеймса Бонда», - размышляет он.
Андрэйд рассказывает свою историю на фоне заметно ухудшившихся отношений между Великобританией и Россией: британские власти добивались экстрадиции Лугового, чтобы он мог предстать перед судом по делу Литвиненко, но получили от Кремля отказ.
Луговой отрицает свою причастность к убийству и настаивает на том, что все было подстроено британской секретной службой. Ковтуну никаких обвинений предъявлено не было, и он также отрицает свою причастность к смерти Литвиненко.
Несмотря на это, ожидается, что Гордон Браун в течение недели объявит об ответных мерах британских властей, в том числе о возможном выдворении из страны российских дипломатов.
За убийством Литвиненко, который перед кончиной обвинил российского президента Владимира Путина в своей смерти, последовало широкое полицейское расследование.
Через 23 дня после отравления Литвиненко умер. Он получил дозу полония-210, которая в 200 раз превышала смертельный уровень.
|