Предварительные слушания по делу опального олигарха Бориса Березовского, которые вчера должны были начаться в Савеловском суде Москвы, отложены на 12 июля. Бизнесмен, в настоящее время проживающий в Великобритании и имеющий статус политбеженца, подозревается в хищении путем мошенничества 214 млн. руб. у компании «Аэрофлот», а также в легализации, похищенных у авиакомпании денег. При этом российские власти не оставляют надежды добиться его экстрадиции и судить за попытки насильственного захвата власти в стране, а также за шпионаж в пользу Великобритании.
Длительное время г-н Березовский проходил по так называемому делу «Аэрофлота», которое расследуется с конца 90-х годов, лишь свидетелем. Однако в ходе следствия его назвали автором всей схемы по невозвращению валютных средств из-за границы и их отмыванию. Вчерашнее решение о переносе слушаний было принято после того, как адвокаты обвиняемого заявили, что категорически отказываются участвовать в процессе, который будет проходить заочно, то есть в отсутствии обвиняемого. По словам адвокатов, игнорировать «политизированный фарс» -- а именно так назвал предстоящий процесс г-н Березовский -- попросил их подзащитный. Но Савеловский суд отказался проводить слушания с формальным нарушением прав обвиняемого ( при том, что в обвинительном приговоре едва ли можно сомневаться) и постановил нанять Борису Березовскому защитника за государственный счет.
Самое «старое» дело Бориса Березовского было передано в суд в середине июня 2007 года. Расследование фактов хищения денег у авиакомпании, невозвращения валютных средств из-за границы и отмывания крупных денежных сумм Генпрокуратура начала еще в 1998 году. Главным виновником этих преступлений следствие сразу же посчитало Бориса Березовского. Вместе с ним фигурантами в деле оказались бывшие топ-менеджеры авиакомпании Александр Красненкер и Николай Глушков. Их задержали и арестовали.
Арестовать Бориса Березовского тогда не удалось. В то время он уже находился за границей, и в апреле 1999 года опального олигарха объявили в розыск, было вынесено постановление о его аресте. Однако спустя всего полторы недели Генпрокуратура отменила это решение, так как бизнесмен пообещал вернуться в Россию. А в ноябре 1999 года уголовное дело в отношении г-на Березовского и вовсе было прекращено за недоказанностью вины. Обвиняемого переквалифицировали в свидетели.
Однако после того как в течение года бизнесмен игнорировал вызовы на допрос, Генпрокуратура снова нашла в деле признаки его вины, на этот раз окончательно и бесповоротно назвав Бориса Березовского автором всей схемы по невозвращению валютных средств авиакомпании из-за границы и их отмыванию.
Так как задержать главного подозреваемого не удалось, на скамье подсудимых оказались первый заместитель генерального директора авиакомпании Николай Глушков, главный бухгалтер Лидия Крыжевская, бывший заместитель гендиректора по коммерческим вопросам «Аэрофлота» Александр Красненкер и экс-глава ЗАО «Финансовая объединенная корпорация» (ФОК) Роман Шейнин, которые, по мнению следствия, воплотили в жизнь преступный план Березовского.
По версии Генпрокуратуры, в 1995--1996 годах Глушков уговорил тогдашнего генерального директора «Аэрофлота» Евгения Шапошникова аккумулировать 80% валютной выручки авиакомпании в швейцарской фирме «Андава». Совладельцами этой фирмы, как считает следствие, являлись сам Глушков и Березовский. В результате Александр Красненкер отправил в 80 зарубежных представительств «Аэрофлота» предписание перечислять все заработанные средства «Андаве», а Лидия Крыжевская визировала такие соглашения с «Андавой». Деньги эти, по данным обвинения, поступили на личные зарубежные счета подозреваемых. Кроме того, по версии Генпрокуратуры, Роман Шейнин, руководя ФОК, заключил с «Аэрофлотом» ряд договоров о предоставлении авиакомпании через ту же «Андаву» кредитов на крайне невыгодных условиях. В случае, если «Аэрофлот» не мог вовремя расплатиться по этим кредитам, ФОК имела право списывать сумму долга вместе с пени и штрафами прямо со счетов «Андавы». По данным следствия, «Аэрофлот» умышленно вовремя не возвращал часть денег, и ФОК только на пени и штрафах заработала 214,9 млн рублей.
Топ-менеджеров авиакомпании судили два раза. Генпрокуратура добилась отмены первого приговора, по которому реальный срок получил лишь Глушков, а остальные были амнистированы. В феврале 2005 года суд прекратили уголовное преследование г-на Красненкера в связи с его кончиной. Остальные в апреле прошлого года были признаны виновными и приговорены к двум годам лишения свободы условно с испытательным сроком в один год. После этого Глушков уехал в Великобританию, где по примеру своего бывшего шефа попросил политического убежища.
Уголовное расследование в отношении Бориса Березовского было выделено в отдельное производство, и после передачи дела в суд было принято решение рассматривать его в отсутствие обвиняемого. Как заявил вчера адвокат г-на Березовского, Андрей Боровков, на предварительное слушание они с коллегами пришли лишь для того, чтобы еще раз подтвердить, что не будут участвовать в процессе. На этом настоял сам подсудимый, объявив рассмотрение дела «политизированным фарсом». Г-н Боровков сообщил, что у следствия нет никаких доказательств расхищения Березовским денежных средств «Аэрофлота», где обвиняемый никогда не работал. Тем не менее защита ожидает от процесса обвинительного приговора, поэтому г-н Боровков добавил, что все же оставляет за собой право вступить в процесс на любой стадии. Решение о переносе слушаний на 12 июля было принято не только в связи с необходимостью поиска бесплатного адвоката для олигарха, но и по причине неявки на судебное заседание представителя «Аэрофлота».
Кроме того, вчера стало известно, что в середине июня ФСБ предъявила бизнесмену заочно обвинение по статье о насильственном захвате власти. Уголовное дело было возбуждено 13 апреля 2007 года в связи с опубликованным интервью г-на Березовского в лондонской газете «Гардиан». В беседе с журналистом российский политэмигрант заявил, что дает деньги людям, «близким к президенту, которые готовят дворцовый переворот». По словам адвоката Боровкова, данное уголовное дело объединено с аналогичными, возбужденным ранее в отношении Березовского по фактам его выступлений в ряде СМИ.
На основании этих обвинений российские власти неоднократно направляли в Великобританию запрос об экстрадиции Березовского. Но, несмотря на то, что англичане неоднократно осуждали высказывания олигарха о «силовой смене власти» в России, положительного ответа от них так и не поступило.
По предположению защитников г-на Березовского, очередным поводом для требования России лишить бизнесмена статуса политического беженца может стать обвинение его в шпионаже. В середине июня ФСБ объявило о возбуждении уголовного дела «по признакам британского шпионажа в России». Толчком, по словам представителей спецслужб, стало выступление бывшего сотрудника ФСБ, а ныне предпринимателя Андрея Лугового (в Великобритании он является главным подозреваемым в убийстве экс-офицера контрразведки Александра Литвиненко), в ходе которого он обвинил Бориса Березовского и покойного Литвиненко в сотрудничестве с MИ6 против России. Конкретных подозреваемых в деле пока нет. Однако многим уже очевидно, что главным подозреваемым станет опальный олигарх.
На днях еще один бывший оперативник ФСБ Вячеслав Жарко, который две недели назад обратился в службу безопасности с заявлением о том, что его якобы завербовали британские спецслужбы, выступил со скандальными «разоблачениями». В частности, он рассказал о том, как происходила его вербовка агентами MИ6, и заявил, что после этого постоянную связь с ним поддерживали именно Литвиненко и Березовский.
|