ФСБ России приступила к расследованию уголовного дела, о последствиях которого не берется судить никто. С согласия Генпрокуратуры следственное управление (СУ) службы безопасности начало расследование «по признакам британского шпионажа в России», где одним из главных фигурантов может стать опальный олигарх и политический беженец Борис Березовский. Основанием для этого, как выяснилось, стало скандальное заявление бизнесмена Андрея Лугового, которого в Великобритании считают главным подозреваемым в смерти отставного полковника ФСБ Александра Литвиненко.
В конце мая, собрав российских и иностранных журналистов на масштабную пресс-конференцию, г-н Луговой заявил, что Березовский, который вот уже четыре года в статусе политбеженца проживает в Великобритании, и покойный Литвиненко были завербованы английской разведкой. Сразу же после мероприятия представители российских спецслужб заявляли, что ничего нового для себя в речах выступавшего не услышали. Но пообещали все же проанализировать информацию. Чьи именно фамилии фигурируют в этом расследовании, в ФСБ пока оглашать отказываются. А адвокат опального олигарха Андрей Боровков считает, что в ближайшее время может получить повестку от ФСБ.
«Сегодня я хотел бы сделать заявление, которое должно пролить свет на эту темную политическую историю, в которой главную роль играют британские спецслужбы и их агенты Березовский и ныне покойный Литвиненко», -- такой репликой 31 мая начал свое выступление предприниматель Андрей Луговой, рассказывая журналистам о собственных версиях убийства экс-сотрудника ФСБ Александра Литвиненко. В ряду сделанных г-ном Луговым заявлений речь о сотрудничестве Бориса Березовского с британской службой разведки MI-6 заходила несколько раз.
По словам Лугового, ради получения убежища и гражданства г-н Березовский передал англичанам документы, касающиеся работы Совбеза РФ (в 1996--1997 годах опальный олигарх был зампредседателя Совбеза), а затем стал постоянным агентом разведки.
Кроме того, Андрей Луговой рассказал, что англичане пытались завербовать и его для сбора информации, компрометирующей президента России. Британцев, по словам бывшего контрразведчика Лугового, также интересовали сведения «о деятельности ФСБ на так называемом «английском направлении».
От «сотрудничества» предприниматель категорически отказался, несмотря на то что вербовщики намекнули на трудности в получении визы, которые впоследствии могут возникнуть у бизнесмена в случае несогласия. «Меня учили Родину защищать, а не предавать!» -- резюмировал г-н Луговой и высказал предположение, что британцы могут быть причастны и к отравлению Александра Литвиненко. «У меня сложилось мнение, что он явно выходил из-под контроля британской спецслужбы и они могли его убрать», -- так г-н Луговой начал излагать свою версию обстоятельств гибели Литвиненко и попросил считать свое выступление перед журналистами «официальным обращением в Генпрокуратуру России».
«Информация Лугового и Ковтуна, прозвучавшая на пресс-конференции, будет проанализирована с юридической точки зрения в части, касающейся, возможно, нанесенного ущерба безопасности РФ», -- сообщили после пресс-конференции в ЦОС ФСБ.
Чтобы разобраться и проверить достоверность слов Лугового, как оказалось, российским спецслужбам понадобилось две недели. В пятницу ФСБ распространила официальное сообщение, согласно которому по результатам проверки заявления российского бизнесмена Андрея Лугового СУ ФСБ возбудило уголовное дело по признакам шпионажа.
О том, кто будет или уже фигурирует в деле в качестве подозреваемого, в ведомстве не сообщили. По мнению же адвоката Боровкова, никого не удивит, если обвинение в шпионаже предъявят опальному олигарху. «История с выступлением Андрея Лугового и возбуждением затем уголовного дела напоминает неумело разыгранный спектакль», -- сказал адвокат и отметил, что пока повестку из ФСБ не получил, но «это будет вполне логично с точки зрения нынешней власти».
Сам Борис Березовский, которого в России обвиняют в незаконном предпринимательстве, отмывании денежных средств, приобретенных незаконным путем, финансировании лидеров чеченских сепаратистов и призывах к насильственному захвату власти, назвал новое дело о шпионаже «операцией прикрытия». По мнению г-на Березовского, таким способом Генпрокуратура не может найти способа для оправдания Лугового.
22 мая Королевская прокурорская служба (КПС) Великобритании обвинила бывшего сотрудника российских спецслужб Лугового в убийстве его бывшего коллеги Литвиненко и потребовала от России его выдачи британскому правосудию. Генпрокуратура тогда же пообещала проверить доводы британской стороны и принять соответствующее решение. И если для возбуждения уголовного дела по мотивам выступления Андрея Лугового российским правоохранителям понадобилось всего две недели, то с доводами, изложенными британскими коллегами в запросе о выдаче бизнесмена, наши следователи разбираются уже почти месяц.
В пятницу же стало известно, что Генпрокуратура передала в Савеловский суд Москвы уголовное дело, по которому Борис Березовский обвиняется в хищении 214 млн руб. у компании «Аэрофлот». Длительное время г-н Березовский проходил по так называемому делу «Аэрофлота», которое расследуется с конца 90-х годов, лишь свидетелем. Однако в ходе следствия его назвали автором всей схемы по невозвращению валютных средств из-за границы и их отмыванию. Задержать главного подозреваемого не удалось, и за решетку попали топ-менеджеры компании, которые, как отмечало следствие, воплотили в жизнь преступный план. Несколько человек по этому делу уже осуждены. В частности, летом прошлого года тот же Савеловский суд повторно, после отмены предыдущего вердикта, приговорил замгендиректора «Аэрофлота» Николая Глушкова, главного бухгалтера Лидию Крыжевскую и главу фирмы ФОК Романа Шейнина к двум годам лишения свободы условно каждого, с испытательным сроком в один год.
По словам адвоката г-на Березовского Семена Арии, судебный процесс, дата начала которого пока не назначена, может занять от нескольких дней до нескольких месяцев. «По делу проходят всего 14--15 свидетелей, но в нем огромное количество документов», -- сказал Ария. По его мнению, если в суде не будут оглашать документы, то процесс может занять «всего два-три дня». «Но если документы будут оглашены, то это растянется на несколько месяцев», -- добавил защитник. Дело будет слушаться в отсутствие обвиняемого.
|