Останки Жанны д’Арк, знаменитой французской героини и святой, хранящиеся в церковном музее города Шинона, оказались подделкой. Об этом заявил через журнал Nature судебный медик Филипп Шарлье с коллегами.
Происхождение останков весьма необычно. Сосуд, их содержащий, был обнаружен в 1867 году на чердаке одной из парижских аптек. На сосуде была надпись: «Останки, найденные под столбом, на котором сожгли Жанну д’Арк, Орлеанскую деву». Находились в том сосуде следующие вещи: обломок человеческого ребра, выглядевший обугленным, кошачье бедро (в Средние века было принято метать в погребальные костры черных кошек), пятнадцатисантиметровый обрывок полотна, подобного тому, в которое одевали приговоренных к сожжению, и несколько обугленных деревянных щепок.
Останки Жанны д’Арк оказались останками египетской мумии Подозрение в том, что останки Орлеанской девы могут оказаться подделкой, возникло у Шарлье из-за одной немаловажной исторической детали. Существуют довольно подробные записи очевидцев, где особенно указывается, что некоторые органы казненной сопротивлялись сожжению – тогда это было воспринято как чудо. Чтобы потом они не стали предметом поклонения, Жанну д’Арк сжигали трижды. Только в 1909 году ученые заявили, что найденные останки «с высокой вероятностью» могут действительно быть останками Жанны д’Арк. Тем не менее сомнения оставались.
С разрешения Церкви Шарлье с коллегами взяли останки Девы на исследование. Они изучали их всеми мыслимыми способами, включая инфракрасную, атомно-эмиссионную, массовую, электронную спектроскопию, анализ пыли и так далее, но первый положительный результат принесла одорологическая экспертиза, то есть экспертиза запаха, которую проводили «лучшие носы» парфюмерной промышленности Франции. Это, кстати, был первый случай в истории палеопатологии, когда к исследованию привлекались специалисты по запахам.
Именно они учуяли слабый запах ванили, исходящий от останков, – а этот запах никоим образом не совместим с кремацией. Как судебный медик, Шарлье знал, что запах ванили появляется во время разложения тела. Знал он также, что этот запах свойствен мумиям, но никак не может исходить от того, кто был кремирован.
Дальнейшие исследования неопровержимо доказали, что останки принадлежат именно египетской мумии. Радиоуглеродный анализ показал, что возраст мумии – более двух тысяч лет (III–VI века до н.э.). Черная корка на ребре и кошачьей бедренной кости не есть результат обугливания, а связана с воздействием древнеегипетских бальзамирующих жидкостей. Дерево оказалось сосной, которая не растет в Нормандии, зато сосновая смола входила в состав древнеегипетских бальзамирующих составов. Даже полотно, и то оказалось полотном, которым египтяне пеленали своих мумий.
Древнеегипетское происхождение подделки донельзя удивило исследователей. Известно, что в Средние века фармацевты порой использовали мумии для приготовления лекарств, но чтобы пользоваться ими для изготовления подделок – это впервые.
Любопытно, что «священные» останки были найдены как раз в тот период, когда о Жанне д’Арк начали вспоминать после столетий забвения. Шарлье подозревает, что кто-то изготовил фальшивые останки Орлеанской девы как раз в то время и как раз для того, чтобы еще больше усилить значение этого мифа.
И все равно остается совершенно непонятным, почему для этого использовалась мумия. Мумии на дорогах не валяются, они баснословно дороги, а старых костей, абсолютно ничего не стоящих, всегда можно было найти сколько угодно. Может, просто у кого-то богатого под рукой была только мумия и Жанну д’Арк просто слепили «из того, что было»?
|