История с заключением под стражу мэра Владивостока Владимира Николаева (прозвище - Винни-Пух) для местных жителей стала шоком. Дело не в том, что он - выходец из криминальной среды. Об этом здесь все знали. Именно поэтому все были убеждены в его безнаказанности. Не секрет, что из "бригады" вышел не один российский политик. Но этот арест показал, что менять себя, адаптироваться во власти смогли не все - кто-то до сих пор живет представлениями десятилетней давности.
Два с половиной года назад, к удивлению и возмущению остальной России, мэром Владивостока был избран Владимир Николаев, подручный авторитета, которого друзья вслух, а прочие шепотом называли "Баул". Николаев сам был известен каждому владивостокцу как "Винни-Пух". Сторонники избранного мэра утверждали, что именно такой волевой человек, чуть ли не персонаж из сериала "Бригада", просто необходим городу...
История демократии знает немало примеров, когда побывавшие на скамье подсудимых становились видными государственными мужами. Почему бы и Винни-Пуху не стать видной политической фигурой? Умение подчинить и направить людей у него есть. Воли и целенаправленности ему не занимать. А после десятилетней "мэрской" чехарды город остро нуждался в твердой руке.
Но шестого марта нынешнего года ровно в шесть утра прямо в номере "люкс" московской гостиницы "Золотое кольцо" Владимира Николаева арестовывают люди в штатском, в наручниках этапируют во Владивосток и помещают в так называемый блок смертников городского СИЗО. "Известия" попытались разобраться в этом новейшем для России маршруте: "уголовник-мэр-уголовник".
Хроника посадки
Как известно, цунами, весьма вероятные для Дальнего Востока, возникают от подземного толчка. И этот толчок случился на пресс-конференции нашего президента 1 февраля 2007 года. Целых 43 минуты махала над прочими журналистами самодельным плакатиком женщина в матроске. На плакатике было начертано: "Из Владивостока с любовью!". Да вы сами все помните! Тогда Путин еще засмущался, услышав, что он несравненный. Но главный редактор газеты "Народное вече" россиянка-женщина-мать Мария Соловьенко (именно так "матроска" представилась), ссылаясь на то, что в регионе "все проворовались", предложила ввести прямое президентское правление. А то запланированный на 2012 год форум АТЕС может и не состояться! Все сто миллиардов рублей, выделенных на его проведение, впитаются в знаменитый дальневосточный песочек.
А спустя несколько дней на Владивосток спустился десант московских следователей из Генпрокуратуры. Целых 42 особо важных персоны. Следователи провели обыски в мэрии, выемки документов и улетели. А краевая прокуратура возбудила уголовные дела против мэра Владимира Николаева и дала санкцию на его арест.
Доктор юридических наук, профессор юридического института ДВГУ Виталий Номоконов летел во Владивосток из Москвы одним рейсом с арестованным мэром.
- Оперативники посадили Николаева в самом хвосте самолета. Так что каждый, кто шел в туалет, мог отчетливо видеть мэра, - поделился с корреспондентом "Известий" профессор. - Конечно, мэра закутали в плед, но все равно блестели браслеты.
Профессор Номоконов в 1998 году издал книгу "Организованная преступность Дальнего Востока. Общие и региональные черты", где Николаеву-"Винни-Пуху" посвящалось аж две страницы. Самое время писать продолжение.
...Хотя россиянка-женщина-мать Мария Соловьенко на пресс-конференции Путина российским журналистам говорила о злоупотреблениях на уровне вице-губернаторов, отвечать пришлось все же мэру.
Двое из ларца
Давайте вспомним о выборах мэра Владивостока в июле 2004-го. Накануне представители Москвы специально прилетели во Владивосток, чтобы доложить общественности о том, что Николаев абсолютно чист перед законом. Было, конечно, возбуждено против него три уголовных дела. Судя по первому обвинению, он прострелил ногу своему подельнику. Тот, после соответствующей беседы, забрал заявление в милицию. Судя по второму обвинению, будущий мэр пытался изнасиловать девушку в номере гостиницы "Владивосток" пистолетом Макарова. И это дело пошло в архив за неимением заявления пострадавшей.
Из приговора Первореченского районного суда от 22 октября 1999 года: "22.07.1998 г. В.В. Николаев высказывал угрозу убийством директору спорткомплекса "Олимпиец" Ефремовой Т.Ю., ...нанес множественные удары по различным частям тела председателю краевого спорткомитета Чикину М.П.". Проще говоря, "спортсменов" уговаривали уступить собственность в центре города, но они не сдавались. В ход пошли кулаки и угрозы. Будущий мэр был осужден по двум статьям Уголовного кодекса РФ и приговорен к лишению свободы на три с половиной года. Но тут же в зале суда был амнистирован и освобожден из-под стражи, отсидев в камере предварительного заключения 1 год и 3 месяца.
Но и этого уголовного дела сейчас не найти. Оно сгорело вместе со зданием райсуда. Для истории остались только выписки в прокуратуре.
- В июле 2004-го все голосовали за кристально чистого кандидата Владимира Николаева! - заявляет директор Института международных отношений и социальных технологий ВГУиС кандидат философских наук, доктор политических наук, профессор Михаил Шинковский. - Центризбирком не увидел у Николаева криминального прошлого. Учитывая поддержку губернатора Дарькина, грех было выборы не выиграть!
- Так они же были в одном сообществе! - добавляет доктор социологических наук, профессор Игорь Саначев. - Вы понимаете в каком. В бизнес-сообществе. И Дарькин был не самой главной фигурой. Правда, "сидел" на финансах. И выбор мэра сделал именно он. Если хотите знать мое мнение, то сидеть они должны оба, причем в одной камере!
Такие во Владике смелые люди.
Маленький штришок. Победу мэра праздновала вся "братва" Владивостока. Да так, что стулья летели в витринные стекла. Главный тост был: "За Вована!".
Что такое хорошо
Избиратели ждали от мэра-авторитета действий. И конкретика не заставила себя ждать. Владимир Николаев обустроил пластиковыми стеклопакетами и железными дверьми 1500 подъездов Владивостока. Выделил школам комплекты мебели и компьютерный класс для детей-инвалидов. Покрыл новыми крышами более 120 домов города.
Задышало коммунальное хозяйство. Заработал транспорт. Мэр Николаев сумел увеличить городской бюджет с 3,2 до 6 млрд рублей и еще расквитаться с долгом городской администрации в 2 миллиарда рублей. Закупил кардиоавтомобили для "Скорой". Отремонтировал 460 лифтов и еще 240 установил. Организовал бесплатный проезд дачникам и садоводам до их "фазенд". Еще он успел благоустроить 500 двориков, построить семь спортплощадок и с помощью пожертвований местного олигарха восстановить кафедральный собор, взорванный в 1936 году. Чем не Лужков для Москвы? Кстати, и этот и тот возглавляют "Единую Россию" в собственном городе.
Перед самым арестом Николаева мэрией Владивостока готовился к подписанию многомиллионный контракт с китайцами на постройку очистных сооружений для города. Китайская сторона, глядя на неприятности Николаева с законом, уже заявила о технической паузе и подпись под контрактом не ставит.
Что такое плохо
Действительно, Николаев несмотря на требования водителей повысить плату за проезд и последующие забастовки сумел наладить движение в городе. Но какими методами! К бастующим водителям подъехала "братва" с битами. На следующий день транспорт заработал.
С приходом Николаева разговор с непокорными стал простым. На "Второй речке" открылся современный торговый центр. Рядом стоял магазинчик предпринимателя Петрова (фамилия изменена по его просьбе. - "Известия"). Цены в магазинчике были ниже супермаркетовских раза в полтора. Наконец, хозяевам магазина надоела конкуренция, и они "серьезно поговорили" с Петровым, посоветовав закрываться. По странному стечению обстоятельств тут же мэрия лишила лицензии Петрова. Тот, как законопослушный гражданин, отправился в суд. Пока Петров судился, за одну ночь его собственность закатали в асфальт. Нет магазина - нет проблемы.
В городе одна-единственная пятизвездная гостиница, 60% акций которой принадлежат корейцам. Остальные - мэрии. Когда Николаев узнал, что акционерное собрание постановило не выплачивать дивиденды, он приказал перекопать всю гостиницу по периметру. Якобы идет замена городских коммуникаций. Гости с чемоданами были вынуждены спешиваться за квартал и прыгать через окопы этой "холодной войны". Корейцы держались стойко. Они подключили генерального консула США, который любил останавливаться именно в этой гостинице. Тот сделал заявление о возможном переносе владивостокского представительства консульства США в Хабаровск. Канавы тут же закопали.
В городе было образовано "Агентство по продаже муниципальной недвижимости и земель". Сначала продали все бесхозные подвалы. Потом принялись за "живые" объекты. С молотка пошли парикмахерские, магазины и офисы. Хозяев предприятия незаконно лишали права аренды и выставляли объект на торги. Только в 2005 году с молотка ушло 380 объектов. На сегодняшний день продажа 180 из них райсудами была признана незаконной. Пересмотр итогов приватизации продолжается.
Апофеозом деятельности агентства можно назвать продажу нового здания Первомайского районного суда. На очереди стояло здание... Краевого УФСБ! Но ребят вовремя остановили. А вся верхушка агентства - 8 человек - отправилась под суд.
Судебные перспективы у дела есть. Еще какие!
На сегодняшний день против Владимира Николаева возбуждено два уголовных дела. Первое: мэр пользовался услугами вневедомственной охраны, а также милицейским сопровождением при передвижениях по городу, а также летал за счет коммерческих структур и лиц подчиненных ему в Сеул и Хабаровск специальными чартерными рейсами. Мэр - лицо неохраняемое. Если нужна охрана - плати из своего кармана. А VIP-перелеты оплатил владивостокский "Водоканал", учредителем которого является Управление муниципального имущества администрации Владивостока.
Второе: мэр передал в аренду на 49 лет четыре участка для садоводства по 1500 квадратных метров, которые принадлежали лесам первой категории, и арендаторы порубили там деревья. В прокуратуре считают, что действия мэра нанесли ущерб государству на 7,5 миллиона рублей.
- Судебная перспектива этого дела для меня очевидна, - заявил "Известиям" прокурор Приморского края Александр Аникин.
- А можно ли встретиться с обвиняемым? - спрашиваю прокурора.
- Можно. Но с разрешения следователя.
Оказалось, буквально за день до нашей беседы во Владивосток из Хабаровска приехал новый следователь по делу Николаева Сергей Аксаментов. Он представлял Генеральную прокуратуру и был в чине полковника юстиции. Скромный улыбчивый мужчина с благородной сединой сказал только одно слово: - Нет! - и в серых глазах его блеснула сталь. И по тому, как он это сказал, стало понятно, что перспективы у дела есть.
На любые вопросы о ходе следствия полковник также отказался отвечать. Как сообщил наш собственный корреспондент во Владивостоке Олег ЖУНУСОВ, у родных Николаева со сменой следователя была слабая надежда, что мэра до суда выпустят под подписку о невыезде. Но райсуд на прошлой неделе постановил: меру мэру не менять!
Где он сидит
"Блок смертников", куда поместили Николаева, называется так страшно, потому что еще до принятия моратория на смертную казнь здесь дожидались этапа приговоренные к высшей мере. Ничего необычного в полуподвальной камере у Николаева нет. Две шконки (кровати), телевизор. Пока в двухместной камере Николаев один. Питание за отдельную плату можно заказывать в ресторане. Но в последнее время Николаев остерегается принимать пищу от надзирателей.
- Его хотят отравить! - заявила "Известиям" сестра мэра, депутат краевой думы Виктория Николаева. - Мне позвонили незнакомые люди и сказали, что в пищу для моего Володеньки подмешивают или психотропные вещества, или соли тяжелых металлов. Поэтому я передала, чтобы он ничего не ел в камере. Адвокаты носят ему минеральную воду, бутерброды и орешки. Он так похудел!
- Так за что посадили вашего брата? - спрашиваю у Виктории.
- За владивостокскую землю! - уверенно отвечает она. - В декабре мы приняли закон о том, что вся неразмежеванная во Владивостоке земля - а такой была почти половина - будет отдана в распоряжение краевой власти. А мэр еще до 1 февраля - даты вступления закона в силу - успел размежевать всю свободную землю. Фактически он увел жирный кусок из-под носа краевой администрации. Последствия мы наблюдаем сейчас.
Пришли иные времена
Версия депутата Николаевой, конечно, имеет право на существование. Как и остальные версии и слухи, которые буквально будоражат город.
Что, как только Николаев выйдет на свободу, ровно через четыре дня на кортеж губернатора будет совершено нападение со стрельбой.
Что строптивый мэр пару раз попортил портрет губернатору Дарькину (все-таки бывший боксер. - "Известия"). Вот и поплатился за попранную честь.
Что на самом деле Николаева арестовал бывший начальник УФСБ по Приморскому краю, а ныне сенатор Кондратов. Оттого мэра этапировали люди с Лубянки.
Позвольте и мне высказать свою версию. И Дарькин, и Николаев выросли из одного малинового пиджака. И сумели войти во власть. Этому помогла их звериная хватка и нажитый в круговерти начала 90-х первоначальный капитал. Как он зарабатывался - мы можем только догадываться или еще раз посмотреть фильм "Жмурки" или "Бригада".
А там, где есть капитал, - хочется власти. Но в политике и криминале, что бы ни говорили острословы, другие правила игры. Дарькин адаптировался к новым условиям. У Николаева замашки, а главное, методы остались прежними. Вспомним хотя бы, как он "порешал" вопрос с автобусниками. И хотя на чашу весов можно положить и чистые дворики, и теплые подъезды, все равно ждешь какой-то "поганки". И, несмотря на то что с мэром работали стилисты, почерк Николаев сменить уже не смог.
А впереди - форум АТЭС и вообще светлое будущее региона. Но Николаева туда уже ни за что не возьмут. Времена не те. Они владели Востоком Каждый мэр Владивостока оставлял за собой неизгладимый след.
Виктор Черепков в период разгула демократии сумел построить транспортные развязки в городе и частично расплатился с долгами бюджетников. Но не смог договориться с московской властью и был с помощью скандалов смещен с должности. Тем не менее обнищание Владивостока продолжалось.
Константин Толстошеин. Вошел в историю в связи с отключением электричества по 20 часов в сутки. При нем жители Владивостока готовили на кострах.
Юрий Копылов. При нем Владивосток был похож на осажденную гитлеровскими войсками Одессу. Воды в городе не было. При этом он замостил центр города брусчаткой, которую производил его сын. Брусчатка была гладкой. Многие горожане в гололед ломали не только каблуки, но и ноги. До сих пор не закрыто уголовное дело о превышении полномочий мэра Копылова по поводу строительства японского колумбария со спецтехнологией захоронения урн умерших владивостокцев.
|