Обстоятельства банкротства ГУП "Лесинвестэкспорт" привлекли внимание правоохранительных органов еще в 2004 году. Главным фигурантом в этой некрасивой истории, которая позднее вылилась в уголовное дело, был директор ГУП "Лесинвестэкспорт", бывший заместитель председателя Петросовета Дмитрий Макеев, собственноручно написавший заявление о неспособности государственного предприятия расплатиться с кредиторами.
В конце 2006 года коллегия судей Верховного Суда РК пришла к выводу, что в действиях Дмитрия Макеева присутствуют признаки преступлений. Тогда же бывшему директору "Лесинвестэкспорта" было предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных статьей 160 (ч. 3) и статьей 201 (ч.1) УК РФ (растрата и злоупотребление полномочиями). В отношении Макеева была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде. После "дорожной истории", стоившей председателю госкомитета по дорожному строительству Альбеку Гиззатулину шести лет лишения свободы, дело Макеева может стать еще одним громким скандалом, разгоревшимся на финансовой ниве.
В чем же конкретно обвиняется Дмитрий Макеев? В нанесении многомиллионного ущерба государству. Как явствует из ответа прокуратуры на наш запрос, государственным учреждением "УКС при Минстрое РК", являющимся по делу потерпевшим, уже заявлен гражданский иск на сумму более 12 миллионов рублей.
Одна из главных задач, поставленная перед государственным предприятием "Лесинвестэкспорт", состояла в том, чтобы максимально выгодно для республики продать лес, который выделялся под различные инвестиционные программы.По версии следствия, экспорт леса Макеев организовал через собственную посредническую фирму АО "Finnish World of Wood LTD", которую он учредил в Финляндии. Естественно, посредническая фирма трудилась за вознаграждение. Разница в ценах на лесоматериалы, зафиксированная в контрактах, позволила неплохо заработать фирме-посреднику, а значит, и ее хозяину - по совместительству гендиректору госпредприятия. Любопытно, что ранее у ГУП "Лесинвестэкспорт" существовал прямой договор с финским концерном "Стура Энсо". Учрежденная Макеевым фирма "Finnish World of Wood LTD" успешно вклинилась в
прямые договорные отношения и оттянула часть денег на себя. Если в одном месте прибыло, то в другом обязательно убыло. В данном случае посреднические услуги стоили карельскому госпредприятию сотни тысяч рублей. Если посредническая сфера была Макееву по душе, то к обязанностям по контролю за соблюдением правил лесопользования при заготовке и реализации древесины он относился, образно говоря, спустя рукава. В итоге с лесопользователя, в качестве которого выступал УКС при Госстрое РК, в судебном порядке были взысканы крупные финансовые санкции за лесонарушения.
В бытность Макеева директором ГУП "Лесинвестэкспорт" использовалась противоречащая государственным интересам схема реализации лесных ресурсов, по которой вместо предусмотренного контрактами порядка расчетов с фирмами-подрядчиками заключались соглашения о взаимозачетах. В результате денежные средства, минуя Минфин РК, попадали в распоряжение госпредприятия, а точнее господина Макеева. Понятно, что на финансирование республиканских инвестиционных проектов денег не хватало. Но, видимо, Дмитрий Макеев сам знал, как лучше истратить эти немалые суммы. Поступившие от реализации "инвестиционной" древесины средства шли, в частности, на приобретение по договорам лизинга дорогостоящих иномарок для личного пользования гендиректора, "лесными" деньгами гасился кредит в банке.
Помог Макеев и фирме "Лесстройэкспорт", к созданию и деятельности которой, как полагает следствие, он имел самое непосредственное отношение. Для данной организации за счет ГУП "Лесинвестэкспорт" была подготовлена проектно-сметная документация на строительство базы по производству экспортных пиломатериалов в Петрозаводске, проведены необходимые экспертизы и согласования. Подарок оказался щедрым: ООО "Лесстройэкспорт" получило весь пакет необходимых документов, не заплатив за работу ни копейки.
А еще Дмитрий Макеев любил гостей, особенно из Финляндии. От имени ГУП "Лесинвестэкспорт" он с завидной регулярностью направлял в паспортно-визовую службу письма и заявления о выдаче приглашений на въезд в Россию для последующего оформления многократных деловых виз финским гражданам, которые якобы являлись сотрудниками фирмы "Finnish World of Wood LTD". Правда, как установило следствие, финские граждане к деятельности учрежденной Макеевым фирмы не имели никакого отношения. Тем не менее, ГУП "Лесинвестэкспорт" оплатило госпошлину и бланки приглашений для 188 иностранцев, среди которых были даже несовершеннолетние дети.
По информации республиканской прокуратуры, уголовное дело будет передано в суд, как только Дмитрий Макеев завершит его чтение.
Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
Среди ближайшего окружения Дмитрия Макеева особо выделяются две фигуры - Юрий Войтович и Александр Лычаный. Люди это, как принято говорить, хорошо известные в определенных кругах. Местом их "дислокации" считается бар "Спартак" на улице Дзержинского, (здесь базируется общественная организация "Футбольный клуб "Спартак", председателем которой является Александр Лычаный).
Александр Лычаный был хорошо знаком с Александром Ткаченко по кличке Ткач, застреленным в 2002 году по дороге домой в собственном джипе. Старший брат Юрия Войтовича - Валерий - также входил в окружение Ткаченко и был убит в 2001 году во время поездки в Санкт-Петербург. Не исключено, что убийства старшего Войтовича и Ткаченко за короткий промежуток времени - звенья одной цепи. Примечательно, что киллеры, стрелявшие в В.Войтовича, вскоре были найдены убитыми.
|