Поздно ночью 20 июня 1996 года телепрограмма «Кафе «Обломов» на канале НТВ была неожиданно прервана, и взволнованный Евгений Киселев, ведущий «Итогов», сообщил, что в России с минуты на минуту может произойти чуть ли не государственный переворот. Ближе к утру стало ясно, что поводом для его испуга послужило задержание Службой безопасности Президента на выходе из Белого дома двух сотрудников предвыборного штаба Ельцина – президента фирмы «ЛИС’С» Сергея Лисовского и помощника Анатолия Чубайса Аркадия Евстафьева, попытавшихся вынести в коробке из-под ксерокса без специального разрешения полмиллиона американских долларов. Вскоре появилась публикация расшифровки записи разговора Анатолия Чубайса, Виктора Илюшина и некоего третьего лица (на сегодняшний день принято полагать, что третьим был Сергей Зверев) в штабе предвыборной кампании Бориса Ельцина в «Президент-отеле», где обсуждалась проблема этого задержания. Благодаря публикации Анатолий Чубайс оказался одним из обвиняемых по «делу о коробке из-под ксерокса», которое, правда, так и не дошло до суда.
ДЕЛА ПИСАТЕЛЕЙ
4 августа 1997 года в «Новой газете» появилась запись разговора первого вице-премьера России Бориса Немцова с бизнесменом Сергеем Лисовским. В постскриптуме к ней было указано: «Еще один вице-премьер России – Альфред Кох (глава Госкомимущества) – написал книгу «Приватизация в России: экономика и политика». Не знаем, какова она в толщину, но швейцарская фирма Servina Trading S. А. заплатила Коху авансом $100 тыс. Понятно, эта книга никому не нужна. Тем, у кого есть деньги на приватизацию в России, проще купить Коха, чем его книгу». 11 августа вице-премьер, глава Госкомимущества Альфред Кох отправился в отпуск в США. 13 августа Альфред Кох ушел в отставку. 28 октября в газете «КоммерсантЪ» было опубликовано интервью Анатолия Чубайса, в котором он, в частности, сказал: «Мы подготовили фундаментальную монографию, которая ответит на важнейшие вопросы развития частной собственности в России, ее создания, и для этого собрали коллектив, который, собственно, и занимался созданием частной собственности в нашей стране: Чубайс, Мостовой, Бойко, Казаков, Кох...» 12 ноября в прессе появилась информация о том, что «команда Чубайса» получила по 100 тысяч долларов на человека за главу в неопубликованной книге об истории приватизации в России. В тот же день Чубайс заявил, что книга закончена, рукопись сдана в издательство «Сегодня-пресс». По словам Чубайса, каждый из авторов получил по 90 тысяч долларов в качестве гонорара, большую часть которого авторы собираются передать в Фонд поддержки предпринимательства. 13 ноября старший помощник Генпрокурора РФ Александр Звягинцев сообщил, что Московская городская прокуратура заинтересовалась обстоятельствами, связанными с изданием монографии «История приватизации в России». Все факты приобщены к уголовному делу Альфреда Коха. 14 ноября отправлен в отставку первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ Александр Казаков. 15 ноября ушли в отставку глава Госкомимущества Максим Бойко и глава ФСДН Петр Мостовой. 20 ноября Анатолий Чубайс освобожден с поста министра финансов. Должность первого вице-премьера он сохранил до марта 1998 года.
ГОЛАЯ ПРАВДА
В июне 1997 года в газете «Совершенно секретно» была опубликована статья, которую иллюстрировали кадры с видеопленки. На кассете министр юстиции Валентин Ковалев был запечатлен в сауне с обнаженными женщинами. Газета предположила, что скрытую видеозапись сделали представители солнцевской преступной группировки, которые намеревались шантажировать министра. Автор материала утверждала, что видеокассета была изъята милицией при обыске у банкира Аркадия Ангелевича (подследственный, работал у В. Ковалева советником по экономическим вопросам). Сразу после публикации Черномырдин отозвал Ковалева из зарубежной командировки. 21 июня Ковалев подал прошение о временной отставке и обратился в суд с иском о защите его чести и достоинства. 24 июня Правительство России предложило Борису Ельцину уволить Ковалева с должности министра юстиции. 25 июня президент подписал указ о временном отстранении Ковалева от исполнения должностных обязанностей в связи с необходимостью проведения расследования по публикациям в СМИ. 2 июля 1997 года Указом Президента РФ Валентин Ковалев был освобожден от должности министра юстиции.
ЧЕЛОВЕК, ПОХОЖИЙ НА ГЕНПРОКУРОРА
8 октября 1998 года по личному распоряжению генпрокурора Юрия Скуратова было возбуждено дело о злоупотреблениях в Управлении делами президента, известное как «дело «Мабетекс» — по имени швейцарской компании, получившей контракт на реконструкцию Кремля. В январе 1999 года Генпрокуратура РФ начала следствие по делу о хищении средств государственной авиакомпании «Аэрофлот». 18 марта на государственном телеканале показана пленка с «человеком, похожим на генпрокурора» в компании проституток. Это произошло через несколько часов после того, как Совет Федерации отказался проголосовать за отставку Скуратова с поста генпрокурора. 2 апреля 1999 года Указом Президента РФ Бориса Ельцина Юрий Скуратов отстранен от должности генпрокурора.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ КИЛЛЕР
В преддверии думских выборов 1999 года в роли главного информационного киллера выступил Сергей Доренко, который по заказу Бориса Березовского методично компрометировал блок «Отечество – Вся Россия», во главе которого стояли Юрий Лужков, Евгений Примаков и Александр Яковлев. В своей «авторской программе» на канале ОРТ Доренко то обвинял мэра в незаконной покупке жеребца в Германии и особняка в Карловых Варах, то открывал тайну мэрских счетов в иностранных банках и приобретения земельных участков в Испании, то представлял Лужкова тайным сайентологом. Попутно «артобстрелу» подвергался и Примаков. В конце октября 1999 года в одной из программ Доренко слепил настоящий триллер о «зловещем Примакове», снабдив его в буквальном смысле слова кровавыми подробностями об операции на тазобедренном суставе. Медицинские подробности операции, которую недавно перенес Примаков, конечно же, не имели прямого отношения к разговору о политике. Тем не менее на экране рождался необходимый смысловой ряд: «Примаков – старый, больной, с железными суставами, закрытый и подозрительный человек». 70-летие, отмеченное Примаковым 29 октября, дало удобную возможность акцентировать внимание на его преклонном возрасте и ограниченной трудоспособности. После программы Доренко оскорбленный Примаков позвонил на НТВ, и Евгений Киселев дал ему в конце «Итогов» слово. От поражения на выборах это блок ОВР, впрочем, не спасло. В декабре 1996 года, в самый разгар информационных войн, в Москве, в Галерее Марата Гельмана прошла выставка «Компромат. Как это делается». «Основная задача проекта – снизить (обнулить) влияние на общественное мнение любых скандальных публикаций, основанных на утечках и компромате. Это позволит тем политикам, которых пытаются скомпрометировать, не оправдываться (что сложно, так как даже в сфабрикованном документе есть толика правды), а наступать», – говорилось в пресс-релизе. В экспозицию входили изготовленные специалистами пустые бланки распоряжений Бориса Ельцина, а также смета на метеорологическое обеспечение выборов президента 16 июня, копии расписок в получении денег, выданных В. Соловьевой «Властилиной» ста ведущим политикам России (по списку «НГ»), аналитическая записка госсекретаря Бурбулиса к Ельцину «О необходимости создания КПРФ» (датировано октябрем 1991-го), статья в «Нью-Йорк Таймс» «Подменили ли Ельцина?». (В руки журналистов американской газеты попали копии бланков с анализами крови Ельцина до и после операции. На бланках – разные группы крови. Также анализируются фотографии Ельцина до и после операции. Журналисты приходят к выводу, что в течение суток, когда Черномырдин исполнял обязанности президента, Ельцина подменили.)
|